Найти в Дзене

Почему нельзя проводить поиск по товарным знакам самостоятельно. Пример моего клиента

Оглавление

В прошлой статье я писал о том, как правильно проводить поиск по товарным знакам и вскользь затронул тему самостоятельного поиска. Сейчас я хотел бы остановиться на этой теме подробнее.

На самом деле многие из тех, кто обращается ко мне за консультацией или за услугами, уверяют меня, что так или иначе уже проверили свой бренд на чистоту по открытым базам. Чаще всего они уверены, что такой проверки достаточно, и от меня им нужно только, чтобы я подал заявку на регистрацию.

Многих мне в итоге удаётся переубедить, но есть и те, кто до последнего уверен, что мои уговоры – это ничто иное, как развод на деньги или навязывание ненужной услуги.

В этой статье я постараюсь развеять мифы о самостоятельном поиске и на конкретном примере покажу, к чему это может привести.

Где можно провести поиск по товарным знакам самостоятельно?

В интернете есть 5-6 популярных бесплатных баз для проведения поиска. Они все созданы частными компаниями, специализирующимися на регистрации товарных знаков и смежных услугах. Несмотря на, казалось бы, одинаковую функцию, все эти базы работают по-разному и выдают результаты разной степени полноты и достоверности.

Не скажу, что все базы одинаково плохие. Одной из них я время от времени пользуюсь сам, если нужно быстренько найти информацию о каком-то товарном знаке, номера регистрации которого я не знаю. Мне можно, так как я знаю, как правильно оценивать сходство и на что обращать внимание.

Кстати, если вам нужно найти информацию о товарном знаке, патенте или заявке, и вам известен регистрационный номер, то настоятельно советую пользоваться официальными открытыми реестрами ФИПС. Это проще и надёжнее всего. И совершенно бесплатно.

Давать адреса бесплатных частных баз я не буду, чтобы не способствовать распространению того, против чего призывает эта статья. Вместо этого я расскажу, почему именно не стоит пользоваться такими базами, если вы новичок.

Типичные ошибки при самостоятельной проверке товарного знака

Вот что упускают из вида предприниматели, без подготовки проводя самостоятельный поиск по товарным знакам в открытых базах:

  • Верят первому результату и не перепроверяют его. У всех баз разный алгоритм поиска, и среди них есть такие, которые, если не находят искомого, то просто сообщают вам, что такого знака нет и не предлагают другие варианты, похожие на слово, которое вы искали (а ведь именно в них чаще всего кроется проблема);
  • Не анализируют результаты. Есть базы, которые в ответ на запрос предлагают сотни или даже тысячи вариантов товарных знаков, похожих на тот, который вы искали. Многие ошибочно полагают, что раз в первой строчке поиска не то обозначение, которое было задано, то все остальные просматривать не нужно;
  • Не знают критериев, по которым нужно оценивать сходство. У Роспатента есть целое руководство на 350 страниц, которое в деталях описывает принципы определения сходства товарных знаков. Обычные пользователи же оценивают сходство на глаз: раз одна буква отличается, значит, не похоже! Это огромная ошибка;
  • Не указывают классы МКТУ. Во всех базах есть опция уточнения классов, по которым будет проводиться поиск. Многие просто игнорируют эту опцию и в итоге получают огромное количество лишней информации, которую сложно анализировать. При этом в общей массе поисковых результатов легко потерять те, которые действительно важны;
  • Не проводят поиск по заявкам. Во многих базах такой опции просто нет, либо она предлагается за дополнительную плату. С учетом того, что средний срок регистрации товарного знака составляет 6 месяцев, можно смело считать, что такой подход оставляет в результатах «слепое пятно» длительностью в полгода или даже больше. Достаточно одной заявки, поданной за этот период, чтобы свести ваши шансы на регистрацию товарного знака к нулю;
  • Не интересуются зарубежными товарными знаками. Действие практически любого товарного знака, зарегистрированного в другой стране, можно расширить на Россию. При этом далеко не все базы анализируют зарубежные знаки. Вполне может быть так, что какой-нибудь китайский товарный знак охраняется в России, и из-за него Роспатент откажет вам в регистрации вашего знака. Но база, которую вы используете, его просто не видит.

Бесплатные базы годятся только для одного: если вы вбили свой знак в поисковую строку и сразу увидели точно такое же действующее обозначение в нужных вам классах (хорошо бы еще, чтобы классы были подобраны правильно), то можно сделать вывод о том, что обозначение уже занято. В этом случае можно начинать искать пути обхода (а они вполне могут быть) или придумывать себе другой бренд.

А вот если вы сразу не нашли такого же бренда, как ваш, то ни в коем случае не делайте вывод, что на этом проверка закончена и можно смело регистрировать ваш товарный знак!

Печальный пример моего клиента

Теперь, как обещал, расскажу о реальном кейсе, как мой клиент попался на эту удочку и потерял кучу времени и деньги из-за такой вот бесплатной базы.

Он обратился ко мне за регистрацией товарного знака и наотрез отказался от полной платной проверки. Уверял меня, что сам всё проверил. Переубедить его я не смог.

Вот такой результат моему клиенту выдала поисковая база компании Online Patent.
Вот такой результат моему клиенту выдала поисковая база компании Online Patent.

Как видно из скриншота, база не предложила ему вообще никаких результатов, а только сообщила, что его бренд свободен.

Кстати, сама эта компания – очень известная на рынке патентных услуг, а её база первой показывается в поисковой выдаче в ответ на различные запросы, связанные с поиском по товарным знакам.

Уведомление, полученное в ходе экспертизы заявки на товарный знак
Уведомление, полученное в ходе экспертизы заявки на товарный знак

А вот таким оказался результат проверки обозначения моего клиента в ФИПС после подачи заявки. Ему отказали в регистрации, т.к. эксперт счёл его бренд похожим на два других зарегистрированных товарных знака в отношении однородных товаров. Оспаривать отказ клиент отказался, да и реальных перспектив к изменению решения у него не было.

Поэтому, друзья, не занимайтесь «самолечением». Лучше обратитесь к хорошему патентному поверенному или юристу, который знает все нюансы проверки и регистрации товарных знаков. Так вы сэкономите кучу времени, денег и нервов.

А заодно не забудьте поставить лайк этой статье и подписаться на мой канал: https://zen.yandex.ru/id/5e8879c26300d51ddf2fb1a4

Читайте также:

  • Что такое предварительный поиск по товарным знакам и зачем он нужен. Комментарий юриста
  • Кто такой патентный поверенный и зачем он нужен
  • 6 причин зарегистрировать товарный знак, если вы только начинаете свой бизнес