Рост цен на родий достиг рекордных максимумов и не показывает никаких признаков замедления. Только за первые дни нового года цены поднялись на 19%, поскольку автопроизводители, которым нужен металл для соблюдения ужесточеных правил выбросов, сталкиваются с ограниченным предложением.
Используемый для нейтрализации выбросов вредных оксидов азота, родий достиг 20 190 долларов за тройскую унцию в среду, по сравнению с 16 990 долларами 31 декабря и 615 долларами в 2016 году.
За пять лет цены выросли на 3000%, и всего 1,5 килограмма родия теперь стоят почти 1 миллион долларов.
Автопроизводители потребляют около 85% родия. Продажи в Китае, крупнейшем рынке, по прогнозам, вырастут в этом году после небольшого падения в 2020 году, а правила выбросов снова ужесточатся в 2023 году.
Пандемия covid-19, тем временем, повлияло не только на потребление, но и на производство самого редкого драгоценного металла. Вспышки заболеваемости и связанные с ними остановки производств нарушили работу горнодобывающей промышленности и транспорта в Южной Африке, крупнейшем производителе этого металла.
Наряду с перебоями на перерабатывающих предприятиях Anglo American Platinum (Amplats), это сократило общий объем поставок родия почти на 16% в прошлом году (данные консалтинговой компании Metals Focus).
Если сопоставить это с 10%-ным падением спроса, то к концу 2021 дефицит родия может составить примерно на 1 млн унций, что естественно, приведет к дальнейшему росту цен.
Хотя компания Amplats и восстановила свою работу, но рост случаев заболевания коронавирусом в Южной Африке угрожает дальнейшими перебоями в поставках.
Перспективы роста цены родия
Как обычно, рассматриваются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные перспективы.
Краткосрочные
Цены немного снизятся, т.к. сейчас период традиционно большого спроса на этот металл.
Среднесрочные
Цены продолжат расти, т.к. потребности восстанавливающейся автомобильной промышленности будут только расти. Правда в оценках этого роста единого мнения, естественно, нет.
Долгосрочные
Использование родия может в конечном итоге снизиться, поскольку двигатели внутреннего сгорания заменяются на электромобили. Однако, этот процесс растянется на годы и десятилетия, если не произойдёт каких-либо серьёзных технологических прорывов.