Совмещенный Борский мост через Волгу в Нижнем Новгороде был построен в середине 1960-х, что облегчило жизнь автомобилистам того времени. В течение трех последующих десятилетий все больше горожан обзаводилось личным транспортом и двухполосный мост уже не справлялся с растущим потоком машин.
Поэтому в начале 1990-х появилась понтонная переправа, а в 2012-ом был утвержден проект Второго Борского моста, движение по которому открыли спустя пять лет. Сегодня его используют для выезда из города, тогда как старый мост, подвергшийся капитальному ремонту в 2007-ом — для въезда.
Мост в Подновье
Еще до того, как региональные власти начали обсуждать возможное строительство второго объекта через Волгу, родилась идея о реализации похожего проекта в районе Подновья. В 2007 году озвучивалась сумма в 30 млрд руб. с учетом всех подъездных путей. Рассматривался вариант вантового моста, однако позже из-за непростой экономической ситуации в стране и мире приоритет отдали более дешевому балочному сооружению протяженностью около 5 км.
Проект утвердили в 2009-ом, и уже в следующем году на противоположной стороне, в городе-спутнике Бор, на пересечении пяти дорог открыли новую транспортную развязку, которая должна была стать частью инфраструктуры будущего четырехполосного моста.
Тогдашний губернатор Нижегородской обл. Валерий Шанцев подчеркивал, что финансовый кризис не скажется на сроках строительства. Тем не менее мэр города Вадим Булавинов примерно в то же время отмечал, что к реализации намеченных планов приступят не раньше, чем через два-три года.
В результате в 2013 году, когда была готова практически вся документация, в региональном Минстрое заявили, что проект откладывается из-за отсутствия необходимых средств. В том же году началось возведение Второго Борского моста, и власти признавали, что регион, даже при поддержке центра, не потянет два крупных проекта.
Инвесторы, деньги ФНБ и санкции
Предполагалось, что мост в Подновье главным образом будут строить за счет инвестиций, и желающие вложиться в этот проект позже действительно нашлись — интерес к мероприятию проявляло порядка 15 компаний. Конкурс предлагалось провести в первой половине 2015-го; с инвестором должны были заключить концессионное соглашение, согласно которому объект принадлежал бы ему в течение 25 лет, а после возмещения всех затрат перешел бы в собственность региона. Проезд планировали сделать платным, а собранные средства направлять в бюджет.
Но в 2014 году этим планам помешали введенные санкции — проект подразумевал привлечение западных инвестиций, а также получение кредитных займов в европейских банках. Стало очевидным, что в ближайшие годы приступить к строительству вряд ли удастся, поэтому проект был официально заморожен.
К тому времени общая сумма, необходимая для его реализации, выросла почти до 100 млрд руб. (с учетом всей инфраструктуры), 40 из которых должно было пойти непосредственно на строительство моста. Однако будущий концессионер, как задумывалось, должен был покрыть лишь 2/3 затрат; около 35 млрд руб. предполагалось привлечь из фонда национального благосостояния. Правда, многие тогда сомневались, что столь существенные средства будут получены из ФНБ.
Так или иначе, но из-за экономической и политической составляющих о проекте и вовсе пришлось на время забыть. В 2016 году власти сообщили, что судьба моста пока не определена. Более того, по словам руководителя региона, в качестве альтернативы рассматривался вариант строительства тоннеля.
Попытки воскрешения проекта
В 2017-ом, в последние месяцы своего пребывания на посту губернатора, Валерий Шанцев говорил, что Внешэкономбанк продолжает поиск инвесторов, и регион от моста отказываться не собирается. Однако в том же году планы по возведению объекта на Волге вновь решили отложить на неопределенный срок.
Вадим Власов, занявший в областном правительстве пост министра транспорта и автомобильных дорог, и вовсе посчитал проект нерентабельным. По его словам, окупить затраты будет практически нереально. Правда, он тогда называл сумму в 70 млрд руб., необходимую для реализации концепции.
В самом начале 2019-го проект пытались реанимировать — сообщалось о появлении новых заинтересованных инвесторов. Но весной 2020-го, уже в очередной раз, власти объявили о его заморозке из-за дороговизны.
Вот уже более десяти лет эта история ходит по кругу, причем в общей сложности на разработку проекта, дорожную карту и поиски инвесторов потратили более 100 млн руб. Возможно, в скором будущем все-таки удастся разорвать этот круг и воплотить давнюю задумку в жизнь.
Читайте: Остров «Федерация» – нереализованный мегапроект современной России