Для многих сведущих в теме государственных финансов не секрет, что бюджет России более чем на 40% зависит от нефтегазовых доходов. К тому же растущие расходы на борьбу с коронавирусом, расширение социальных льгот (пусть и мизер, но все равно в масштабе страны довольно затратно) и реализацию "национальных" проектов, требуют финансирования.
А вот где это самое финансирование можно взять, если большинство иностранных источников кредитования перекрыты санкциями (за исключением разве что китайского товарища Си Цзиньпина), спрос на нефть, как и все ненефтяные источники пополнения бюджета "заморожены" карантинными ограничениями?
В российский бюджет за январь-ноябрь 2020 года поступило 16,5 триллионов рублей, в том числе нефтегазовые доходы - 4,8 триллиона рублей, а ненефтегазовые — 11,7 триллионов рублей.
Казалось бы на долю нефтегазовых доходов пришлось 29% или 1/3 как и обещал В.В. Путин, однако Федеральные налоговая и таможенная службы исполнили план только на 73,2% и 76,2%. Иные ведомства план перевыполнили - 139,4%, что лишь частично сбалансировало бюджет.
Дефицит составил 2,5 трлн. рублей, а по итогам 2020 года ожидается на уровне 4,7 трлн. рублей.
И здесь необходимо отметить очень важную деталь. Средняя цена российской нефти марки Urals в 2020 году составила 41,73 долларов за баррель против 63,59 долларов в 2019 году. Ранее на таком низком уровне цена российской нефти была только в 2004 году, когда составляла - 34,4 доллара за баррель.
Поэтому здесь остается только одна надежда, а именно рост цен на нефть, в котором также заинтересован и весь картель ОПЕК+.
Государственная дума утвердила следующие параметры российского бюджета на 2021 год:
- доходы: 18,8 трлн рублей;
- расходы: 21,5 трлн рублей;
- дефицит: 2,7 трлн. рублей;
- цена на нефть: 45,3 доллара за баррель
- ВВП вырастет на 3,3% до 115,5 трлн. рублей.
Утром 6 января 2021 года цена на нефть марки Brent поднялась до 54 долларов за баррель.
По оценкам Счетной палаты, близким к расчетам Министерства экономического развития РФ, добыча нефти в 2021 году составит более 500 млн. тонн, из которых на экспорт пойдет 227 млн. тонн, цена на нефть вырастет до 50 долларов за баррель.
Принимая во внимание тяжелую экономическую ситуацию в странах ОПЕК+, их заинтересованность в дальнейшей стабилизации и росте цен на нефть, а также постепенно восстановление экономической активности в мире, благодаря несложным математическим расчетам мы можем оценить некоторые позитивные перспективы для российского бюджета в 2021 году.
Дополнительные доходы российского бюджета при стабилизации цен на нефть составят:
- при 50 долларах за баррель: 500 млрд. рублей;
- при 54 долларах: 1 трлн. рублей;
- при в 60 долларах: 1,8 трлн. рублей
Конечно, даже при самом лучшем сценарии в 60 долларов за баррель дефицит бюджета по прежнему сохранится, хотя и уменьшится до 900 млрд. рублей.
Тем не менее, при текущих трендах дополнительные 1 трлн. рублей доходов являются весьма позитивной перспективой, так как позволят либо соразмерно сохранить национальные резервы, либо увеличить объем государственных затрат, что также является мерой экономического стимулирования.
Кроме того, дополнительный приток валюты улучшит платежный баланс, тем самым укрепив курс рубля и уменьшит темпы инфляции. Это также позволит нефтегазовому сектору увеличить объем объем инвестиций и закупок в сопутствующих секторах, что приведет к позитивному мультипликативному эффекту, и создаст условия для увеличения уже ненефтегазовых доходов.
Вообщем до преодоления зависимости от нефтяной иглы еще очень далеко. Но в текущих условиях стремительного падения уровня жизни населения, удорожание углеводородов дарит некую надежду на улучшение ситуации.
Хотелось бы только, чтобы Правительство адекватно использовало это окно возможностей и не предавалось грезам возвращения "жирных" 2000-х, когда нефтегазовые доходы позволяли заниматься имиджем и пиаром, не особо беспокоясь о развитии производственных и наукоемких секторов экономики.