В последнее время часто говорят о том, что молодежь уже не та, что их не интересуют знания, они не хотят учиться и т.д. Часто этот феномен называют клиповым мышлением. Давайте рассмотрим, что это такое и в чем отличие от мышления предыдущих поколений.
Поколения 60-х, 70-х, 80-х и даже 90-х родились, воспитывались и учились в условиях, когда основным источником знаний были книги. Для обучения этим людям требовалось умение добывать информацию: умение быстро читать, умение концентрироваться на тексте, умение глубоко анализировать его. Советская школьная система, а позже и российская, были направлены на развитие этих навыков. От школьников требовалось читать на скорость, проглатывать огромные объемы художественной литературы за лето и писать сочинения на основе анализа прочитанного произведения. Зачастую школьники и студенты не задумывались о том, зачем им нужны эти знания, так как перед ними стоял выбор: учить и быть образованным или не учить и не быть образованным. Книги и преподаватели ценились как источник достоверных знаний.
С начала 90-х начали развиваться технологии, и чем дальше, тем стремительнее было их развитие. Компьютеры, мобильные телефоны, смартфоны и даже часы теперь дают возможность выйти в интернет и за считанные секунды получить практически любую информацию, за исключением очень узкоспециализированных научных разработок. Да и те постепенно оцифруются и скоро попадут во всемирную паутину. Дети, рожденные в 00-е и 10-е, живут в принципиально другой реальности, чем жили их родители. Им не приходится добывать информацию, она у них не просто в быстром доступе, а выливается на них из каждого утюга, иногда против их желания.
Для этих детей навык добывать информацию практически не имеет такой ценности, так как его заменяет более простой в освоении навык формулирования запросов в интернет-поисковик.
Какой же навык требуется современной молодежи?
Прежде всего – это навык быстрой фильтрации информации. Им важно не потеряться в огромном информационном потоке и быстро на основе поверхностного взгляда оценивать полезность и достоверность этой информации. Этот навык современные дети осваивают зачастую еще до прихода в школу. Школа же не адаптировалась под веяния времени и продолжает учить детей по новым методичкам, в которых новый только год переиздания, а по факту содержание на 90% переписано еще с тех старых педагогических методик 60-х – 70-х годов. Дети же, оказавшись в ситуации, когда их пичкают информацией и частенько заставляют её зубрить и заучивать, быстро применяют освоенный на отлично навык отсева информации. Им сложно понять, зачем учить таблицу умножения, когда её можно загуглить. Зачем учить, в какой стране находится река Брахмапутра, когда смартфон ответит на этот вопрос за 5 секунд.
Поколения 60-х, 70-х и 80-х гордились своей образованностью в сравнении со своими дедами, которые зачастую умели только читать и писать; они могли блеснуть знаниями географии, всемирной истории, они смеялись над шутками Задорнова о том, как американцы путают Австралию и Австрию. Их дети, рожденные в 00-е, не считают необходимым тратить кучу времени на зубрежку информации, которая легкодоступна.
В идеале школа должна адаптироваться и давать детям не знания, а задания на поиск знаний и их применение и анализ. Многократно найдя в гугле одну и ту же математическую формулу, необходимую для решения задачи, школьник её сам запомнит быстрее, чем из под палки учителя. И мотивации будет больше. Школа должна обучать детей тому, что поможет им в современном мире, а не насильно заставлять детей тренировать навыки, которые многим не пригодятся в жизни. Современные дети очень хорошо понимают цену времени, они вместо того, чтобы тратить время на прочтение «Войны и мира», лучше ознакомятся с кратким содержанием или посмотрят кино. Родители называют это ленью, но ведь именно лень двигает прогресс. Благодаря лени люди заменяют ручной труд на механический, а интеллектуальный – на компьютерный. Прогресс диктует и принципиально новое мышление. Свободное время молодежь больше тратит на творчество, познание себя и рефлексию. Они лучше понимают свои чувства и переживания, чем их родители в своей молодости. Просто потому, что они высвобождают время для этого, в том числе за счет отсева излишней информации, и более глубокое понимание себя помогает им лучше отсеивать лишнюю информацию, понимать, что им действительно необходимо, а что лишнее.
Можно сказать, что если люди, рожденные в XX веке, много знали о внешнем мире и мало о внутреннем (о себе, о своей психике), то их дети, рожденные в XXI веке, меньше знают о внешнем мире, но больше о внутреннем. И с развитием технологий и информационного поля эта тенденция будет только расти.
Поэтому прежде чем обвинять детей или молодежь в чем-то со словами «А вот мы», «А вот в наше время», пожалуйста, задумайтесь над тем, в каком мире они живут и нужны ли им ваши советы и навыки. Лучше прислушайтесь к ним, и они помогут вам идти в ногу со временем и выживать в этом бешеном ритме информационной жизни. Сотрудничество в разы эффективнее укрепляет отношения, чем упреки и нотации.
Автор статьи: психолог, к.т.н, доцент каф. ППСДМ Сибирского государственного университета путей сообщения – Роман Коваленко.
Подписывайтесь на наш канал, и помните: человек может всё.