Найти в Дзене

Проблемы Расчета Показателя Уровня Безработицы В России В Период Коронавируса

В современном мире количество безработных является важным экономическим показателем, который отражает состояние экономики страны и, что более важно, прямое влияние тех или иных мер и событий на людей. Причем, определение безработных граждан процесс достаточно творческий, и поэтому отличается в зависимости от страны. Все эти допущения и исключения создают большое поле для погрешностей и неточностей, которые встречаются во время подсчета. Соответственно, такой подход искажает реальное состояние экономики. Таким образом следует изучить проблемный процесс вычисления уровня безработицы и сделать выводы о том, как государство поступает с этими данными в период коронавирусной пандемии.

Прежде всего необходимо ознакомиться с официальными данными Росстата по уровню безработицы в России за последние периоды.

Уровень безработицы населения в возрасте 15 лет и старше
Уровень безработицы населения в возрасте 15 лет и старше

На рисунке представлен график динамики уровня безработицы, из которого видно, что пандемия заметно повлияла на статистические данные. В предшествующие вирусу времена уровень скользил в диапазоне от 4,3% до 4,9%, однако начиная с апреля данные ожидаемо взлетели, ведь именно на весну пришелся основной удар COVID-19 на российский рынок.

В октябре, после расчета показателя, Росстат объявил, что безработица в России наконец-то пошла на спад. Согласно данным, в сентябре уровень безработицы составил 6,3%, что указало на долгожданное снижение, ведь месяцем ранее этот уровень был равен 6,4%.

Казалось бы, экономика начала восстановление, но, по факту, нет такого сектора, где было бы заметно реальное улучшение. При этом, достаточно значимым и показательным фактором является то, что Росстат при подсчете своей статистики учитывает не только официально зарегистрированных на бирже безработных, но и неофициальных, что говорит о широком охвате и масштабности данных.

Несмотря на «позитивную» статистику, всё же возникает несколько вопросов касательно корректности данных. И дело не в сомнении в достоверности государственной статистики, а в тривиальной субъективности, которая присуща данной методике расчета. Учитываемые факторы вызывают лишь непонимание объективной ситуации. Возникает диссонанс между реальным положением экономики и официальным данным.

Во-первых, хотелось бы обратить внимание на соотношение зарегистрированных на бирже безработных ко всем безработным в целом. Этот показатель в «спокойные времена» был в диапазоне от 19% до 23% от общего числа безработных, то есть порядка 20% всех безработных на самом деле регистрируются на бирже труда, и эти цифры в рамках разумного. Однако, с началом пандемии возникла некоторая волатильность в этом параметре. К примеру, в апреле 2020 года данный показатель стал равен 31%, в мае около 50%, а в сентябре достиг 77%, что уже не вписывается в картину нормальности. Более того, нет логичных обоснований такому внезапному росту.

Во-вторых, важным замечанием следует признать тот вывод, что количество людей, которые ищут работу, но, при этом, не обращаются на биржу, сократилось за время коронавируса более чем вдвое. По имеющимся данным Росстата, количество незарегистрированных безработных в январе 2020 года было порядка 2,78 млн человек, тогда как уже в сентябре их количество достигло только 1 млн человек (маловероятно, что эти незарегистрированные граждане нашли работу).

Немного изучим методику определения безработных. Согласно Росстату, решение о внесении в данную категорию определяется методом опроса. По методологии Международной Организации Труда, безработный – это тот, кто занимался поиском работы последние четыре недели и готов приступить к работе в течение недели. Таким образом, если кто-то хочет найти работу, но не ищет ее активно последние 4 недели, либо же просто не готов приступить к ней немедленно, то получается, что этот человек не безработный. А также, если вдруг он не будет согласен на предложенную ему работу по причине того, что она не соответствует его профилю деятельности, то этот человек тоже не входит в категорию безработных.

По данным сентября годовой прирост всех безработных составил около 42%. Однако если взглянуть на число официально зарегистрированных безработных – там прирос составил уже 450%. Опираясь на эти данные, можно сделать предположение о том, что на самом деле динамика зарегистрированных и незарегистрированных безработных коррелирует, то есть в обоих случаях фактический прирост может достигать 450%.

Полученные предполагаемые данные преподносят нам совсем иную картину рынка труда в России и показывают, что до реального восстановления еще очень далеко и предстоит много работы.

Для объективности исследования, рассмотрим и другую сторону. Есть вероятность того, что на самом деле вышеизложенные Росстатом изменения в динамике и показателях реальны и имеют под собой логичные основания.

Прежде всего, важным моментом в период пандемии стало упрощение процесса регистрации в качестве безработного. Наше правительство предприняло такой шаг для поддержки экономики и населения, что могло оказать влияние на такое значительное изменение в количестве зарегистрированных безработных. Более того, максимальный размер пособия по безработице тоже был увеличен практически в полтора раза, что также могло сильно повлиять на показатели.

Для России так исторически сложилось, что народ не верит власти, и потому не желает регистрироваться как безработные, а предпочитает спокойно заниматься делами, не обращаясь к бирже труда. Но в 2020 году ситуация иная. Принимая во внимание то, что из-за коронавируса очень многие люди моментально лишились рабочих мест, вполне разумным было бы для большинства зарегистрироваться на бирже труда, ведь лучше получить хоть какую-то денежную поддержку, чем ничего. Такой беспрецедентный случай вполне мог бы оправдать данные Росстата по сильному росту количества официально зарегистрированных безработных.

Разумеется, говоря о таком показателе как безработица, нужно помнить тот факт, что большое количество людей были не уволены, а переведены в режим частичной занятости. Этим людям снизили заработную плату, но при этом они по-прежнему считаются трудоустроенными и потому на них эта статистика не распространяется. А если бы и их включили, то данные были бы совсем неприятными.

Для объективной оценки состояния рынка труда в России, официальный уровень безработицы от Росстата – не лучший вариант для рассмотрения. Достаточно много неточностей и исключений из правил, чтобы можно было безоговорочно полагаться на него. Очевидно, что ситуация в экономике оставляет желать лучшего, и, в такое время, вместо сглаживания углов и прикрас, лучше иметь на руках реальные данные, отражающие фактическое положение. И уже исходя из объективных данных делать выводы по направлению восстановления экономики страны. На данный момент, Росстату необходимо пересмотреть подход к подсчету безработных, либо же включить в него дополнительные параметры, позволяющие расширить базу данных и охват населения.