Найти в Дзене

Особенности выполнения визуального поиска самолетов противника на больших высотах и в стратосфере

Ранее я уже публиковал статью, посвященную ведению воздушного боя на больших высотах (см ссылку), где уделил внимание особенностям поведения самолета, ограничивающим возможности воздушных эволюций и способам компенсации этих ограничений.

В этой статье я продолжу начатый цикл публикаций и уделю внимание особенностям поиска воздушной цели на больших высотах, а чуть позже опубликую продолжение об особенностях выполнения атаки и стрельбы в условиях стратосферы.

Так уж получилось, что развитие военной авиации идет по спирали: совершенствуются средства обнаружения и поражения цели, позволяющие уничтожать противника на большом удалении, что приводит к созданию новых тактик и стратегии ведения воздушного боя. Но и сами самолеты с технологией «стелс» становятся все менее заметны для радаров.

"Невидимка №1"
"Невидимка №1"

Как следствие, в гипотетическом воздушном бою ХХI века, два самолета 5-го поколения, не смотря на наличие ФАР, средств РЭБ и даже сопровождения самолетами ДРЛО могут оказаться слепы по отношению друг к другу. В таких условиях, взаимное обнаружение может произойти только на расстоянии визуальной видимости, когда ближний маневренный бой уже неизбежен (или вы думаете, что сверхманевренность самолетов 5-го поколения нужна для других целей?).

"Невидимка №2"
"Невидимка №2"

Основная особенность поиска противника на больших высотах состоит в том, что экипажи должны уметь находить противника как при помощи наземных и самолетных радиолокационных средств, так и без их содействия.

Успех поиска на больших высотах зависит от своевременных и согласованных действий средств оповещения, обнаружения, а также от умения экипажей вести наблюдение за противником в воздухе

При поиске противника экипажам следует иметь в виду, что при полете на большой высоте самолеты оставляют инверсионный след, по которому можно легко установить местонахождение самолета; такой же след оставляют и свои самолеты.

Поиск необходимо осуществлять визуально путем просмотра сектора, указанного радиотехническими средствами, при этом строго выдерживать заданный курс полета на цель.

Российский истребитель сопровождает В-1 "Лансер", но делает это грамотно, расположившись между В-1 и Солнцем: поди тут разберись, Су-27, Су-30 или Су-35? А ведь дьявол как раз в деталях.
Российский истребитель сопровождает В-1 "Лансер", но делает это грамотно, расположившись между В-1 и Солнцем: поди тут разберись, Су-27, Су-30 или Су-35? А ведь дьявол как раз в деталях.

При полете на больших высотах яркий солнечный свет затрудняет поиск, поэтому маршруты поиска следует строить со стороны солнца, производя полет между солнцем и районом вероятного полета цели.

Два неприятеля над поверхностью облаков.
Два неприятеля над поверхностью облаков.

При поиске во время полета на больших высотах и в стратосфере облачность всегда лежит ниже летящих самолетов, что помогает обнаружить противника на фоне облаков.

Продолжение следует...