«Быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору» — 12 января 1722 года император Петр подписывает указ, который утверждал новый надзорный орган — прокуратуру. Она подчинялась напрямую государю и целей имела несколько. Главной ее задачей Петр назвал «ограждение населения от неправды чиновников». Возглавлявшему прокуратуру генерал-прокурору повелевалось «сидеть в Сенате и смотреть накрепко».
Дословно новый государственный орган должен был работать на «уничтожение или ослабление зла, проистекающего из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония». То есть вести надзор за исполнением царских указов и манифестов. Впрочем, если дела органов власти противоречили монаршей воле, то прокуроры имели все полномочия корректировать происходящее по своему усмотрению.
Первым генерал-прокурором Сената императором был назначен Павел Иванович Ягужинский. Личность, без сомнения, яркая, неоднозначная и достойная краткого рассказа о нем. Представляя первого прокурора Сенату, Петр произнес: «Вот око мое, коим я буду все видеть». Весельчак и пьяница, первый гость всех петровских ассамблей, он стал первым в России, кто решился на официальный развод с женой. При этом, по воспоминаниям современников, новый прокурор отличался честностью и открытым характером, что особо ценил в нем Петр. Судить о том, насколько он был близок к императору, позволяет хотя бы тот факт, что Ягужинский был одним из немногих, кто присутствовал на бракосочетании Петра Первого с Мартой Скавронской, будущей Екатериной Первой.
Со временем функции прокуратуры были расширены. В XIX веке ведомство стало частью созданного Министерства юстиции.
Сейчас прокуратура не относится ни к одной из ветвей власти. Она возбуждает и расследует дела об административных правонарушениях и уголовных преступлениях, выдвигает и поддерживает обвинение, участвует в судебных заседаниях и т. д. С 1996 года 12 января в России отмечается День работника прокуратуры.