Найти тему

Путешествие княгини Ольги в Царьград

Вхождение Ольги в храм Святой Софии в Константинополе
Вхождение Ольги в храм Святой Софии в Константинополе

Начать хочу с высказывания историка П. Нора, который видит в исторической науке знак отрыва истории от памяти: «…история истории не может быть невинной операцией. Она осуществляет внутреннее превращение истории-памяти в историю-критику». Актуальность выбранной темы, на мой взгляд, заключается в том, что проблема крещения Руси издавна волнует не только историков, но и публицистов, литераторов, искусствоведов, всех просвещенных и духовных людей. В 2018 году в Российской Федерации было отмечено 1030 лет с даты принятия Русью христианства. Это знаковое событие в истории России можно не только назвать «историей памяти», но и порой - «историей критики». Так, вопрос кто первым приял христианство, с какого времени русичи узнали о религии, а также и о роли личности Ольги в этом процессе, издавна волнует историков. Поход Ольги в Царьград (Константинополь) относится к дискуссионным в исторической науке.

Обратимся к историческим источникам. Сочинение императора Константина VII Багрянородного «О церемониях византийского двора» содержит ценнейшие сведения о пребывании в Константинополе св. княгини Ольги. Император повествует о том, как он принимал её в своем дворце. «Девятого сентября, в четвертый день [недели], состоялся прием, во всем подобный вышеописанному, по прибытии Эльги, архонтиссы Росии. Сия архонтисса вошла с ее близкими, архонтиссами-родственницами и наиболее видными из служанок… За ней вошли послы и купцы архонтов Росии и остановились позади, у занавесей. Все дальнейшее было совершено в соответствии с вышеописанным приемом..»- пишет Константин. Благодаря его запискам, мы знаем, что супруга императора, Елена(да-да у Константина была супруга, из чего возникает вопрос, как при таких обстоятельствах византийский правитель, исповедующий христианство, посмел свататься к Ольге?)принимала Ольгу отдельно от супруга, на своей половине дворца. Причем первая аудиенция прошла именно между правительницами: с Константином Ольга общалась после того, как отдохнула. Историки предполагают, что визит Ольги нес в себе политический характер. Она хотела устроить династический брак между своим сыном Святославом одной из византийских царевен. Константин ж ответил отказом. Думаю, отдавать царевну за язычника не входило в его планы, а Святослав как раз в отличие от матери к христианству относился весьма скептически. Но, не смотря на неудачу династического брака, Ольга сумела заключить с Константином мирный договор, который был очень выгоден византийцам, так как Константину была нужна военная помощь для борьбы с противником Никифором Фокой, но что самое интересное о принятии крещения Ольгой в его записях « О цермониях..» не слова.

О визите Ольги в Константинополь свидетельствует ещё один византийский источник, а именно хроника Иоанна Скилицы. Иоанн пишет: « И жена некогда отправившегося в плавание против ромеев русского архонта, по имени Эльга, — пишет он, — когда умер ее муж, прибыла в Константинополь. Крещенная и истинной вере оказавшая предпочтение, она, после предпочтения [этого] высокой чести удостоенная, вернулась домой» Это известие у Скилицы не датировано, оно помещено среди перечня событий середины 40-х—середины 50-х годов X в., имевших место в период самодержавного правления Константина VII. Повесть временных лет так же свидетельствует о данной поездке Ольги. Прибывая в Царьград, правительница приходит к византийскому царю. Царь беседует с ней, удивляется ее разуму и намекает: «Подобает тебе царствовать в Царьграде с нами». Она сразу понимает намек и говорит: «Я язычница. Если вознамеришься меня крестить, то крести меня ты сам. Если нет, то не крещусь". После крещения зовет ее царь и уже прямо объявляет: «Беру тебя в жены». Ольга возражает: «Как это ты возьмешь меня в жены, раз крестил меня сам и нарек духовной дочерью? У христиан такое незаконно, и ты сам это знаешь».

Княгиня Ольга, правившая Киевской Русью с 945 до 960 года в качестве регента при малолетнем сыне Святославе, после гибели её мужа, киевского князя Игоря Рюриковича.
Княгиня Ольга, правившая Киевской Русью с 945 до 960 года в качестве регента при малолетнем сыне Святославе, после гибели её мужа, киевского князя Игоря Рюриковича.

Историк XIXв. С.М. Соловьев в своем сочинении пишет, что «…как женщина, Ольга была способна ко внутреннему распорядку, хозяйственной деятельности, была способна к принятию христианства». О побуждениях, которые заставили Ольгу принять христианство и принять его именно в Константинополе никто не знает, но можно предположить, что Ольга отправлялась в Царьград язычницей, без твердого намерения принять новую веру, была поражена в Константинополе величием греческой религии и возвратилась домой христианкой. Может быть Ольга хотела породнится с Византией, стать частью христианского мира, так как многие страны Европы на тот момент уже приняли христианство, приблизить Руси к просвещенным Византийцам. Но некоторые источники говорят, что в период правления мужа Ольги Игоря на Руси уже были христиане и существовали христианские храмы. В летописях есть данные о храме Ильи Пророка в Киеве и Преображенском соборе в Новгороде. Значит, по мнению некоторых исследователей, Ольга могла принять христианство в местном храме. В качестве подтверждения своего мнения они приводят данные императора Константина Багрянородного о том, что Ольга приехала в Константинополь со священником Григорием, а может быть он был её просто духовным наставником. Под его влиянием княгиня могла принять осознанное желание креститься. Но все-таки сделать такой важный шаг для себя и своего государство не имело смысла бы в маленьком храме, ведь Ольга была не простой женщиной, а являлась правительницей большой страны, знала себе цену.

Для меня она является очень храброй, мудрой, сильной женщиной, которая потеряла близкого человека, своего мужа. Но Ольгины мести по отношению к древлянскому народу несправедливы. Никто не имеет право отнимать чужие жизни, кроме Бога. Если же Ольга уже и была христианкой, до того как приехала в Константинополь, может быть, неофициально, но в душе, то понимала, что нарушает очень важную заповедь «НЕ Убей». Может быть Ольга просто была убита горем и ослеплена злостью, поэтому и жаждала мести. К сожалению, я не могу её полностью понять, так как моих близких людей никто не убивал, я не испытывала тех чувств, что испытывала она. А может Ольга и вовсе тогда не помышляла о христианстве, поэтому и дала волю себе совершить кровопролитие. Но зачем? Мужа уже не вернуть, но, к сожалению, такова человеческая натура, такая она была в 10 веке, такова она и сейчас.

Ольге не удалось крестить Древнерусское государство. Сделал это ее внук Владимир, которого она с детских лет воспитывала.
Благодаря поездке в Константинополь и принятия княгиней там восточного христианства, во многом предопределило выбор князя Владимира, потому что среди бояр Ольга была авторитетным лицом, что Владимиру сыграло на руку. Так что этот поход сыграл огромную роль как в развитии русско-византийской дипломатии, так и в дальнейшей судьбе самого древнерусского государства.