Найти в Дзене
Языки северной Европы

Индоевропейские цифры

К прошлой статье я прикреплял найденные в интернете диаграммы, на которых показано, как эволюционировали некоторые слова в индоевропейских языках. Диаграммы эти мне очень понравились, тем более, что одна из них - посвященная числительному "четыре" - в какой-то мере открыла мне глаза на один важный момент, который я до последнего времени упускал.

Итак, сегодня мы говорим о числительных в индоевропейских языках. О них, на мой взгляд, нужно знать следующее:

  • числительные являются одной из тематических групп общеиндоевропейской лекскики, то есть почти во всех индоевропейских языках почти все числительные образованы от одних и тех же корней. В первую очередь это касается чисел с 1 по 10 и 100 - их мы сегодня и рассмотрим;
  • индоевропейские числительные иллюстрируют некоторые важные фонетические процессы/законы. В первую очередь, это сатем-кентум, ну и раз уж я специализируюсь на германских языках, то расскажу еще о законе Гримма, также известном как первое передвижение согласных.

Если вкратце, суть деления индоевропейских языков на сатемные и кентумные заключается в том, что там, где в одних языках есть звуки g и k (кентум), в других на их месте будут s/ ʃ и z/ ʒ соответственно (я использую символы из международного фонетического алфавита, но т.к. там множество тонкостей условно скажем, что это с/ш и з/ж).

Таким образом, все западные индоевропейские языки (романские, германские, кельтские, а с ними и греческий) относят к кентумным, а восточные (славянские, балтские и все индо-арийские) - к сатемным.

Примеры мы возьмем из латыни, как стереотипного кентумного языка, и русского, так как мы с вами знаем его лучше других сатемных (если нет - пишите в комментариях). Важные для нас звуки выделю большими буквами:

Сердце - Cordis
Зерно - Grano
Знать - coGnosco
Сто - Centum

Последнее противопоставление, собственно и дало название самому закону: "кентум" - это сто на латыни, а "сатем" - на санскрите.

Второй интересующий нас закон - закон Гримма. Он касается только германских языков. Суть его сводится к следующим устойчивым соответствиям звуков:

p > f
t > þ
k > h
kw > hw
b > p
d > t
g > k
gw > kw
bh > b
dh > d
gh > g
gwh > kwh

Во всех случаях на первом месте стоит общеиндоевропейский звук (который есть в латыни или в русском, например, а во втором - германский).

Собственно, оба этих закона видны в числительном "сто":

Найдено в сети
Найдено в сети

Здесь мы видим, что звук k из исходной основы сохраняется в кентумных языках, кроме германских - в них он превращается в h по закону Гримма, а в сатемных он же превращается в s.

Примерно такую же картину можно наблюдать и с числительным "десять": здесь есть и сатем-кентум, и Гримм:

Кентумные языки:
латынь decem
греческий δέκα (deka)
ирландский deich
валлийский deg
Германские языки:
английский ten
исландский tíu
Сатемные языки:
русский десять
польский dziesięć
литовский dešimt

В германских языках исходный общеиндоевропейский d в начале слова превращается в t, а в сатемных общеиндоевропейский k в середине слова становится s. В любом случае восстанавливается общий корень *deken(m)

Также совершенно очевидно родственными являются числительные "два" и "три" - здесь не нужно быть лингвистом, чтобы видеть сходства:

Два:

Из интернетов
Из интернетов

Второй звук - w - в разных языках то вокализуется до u (как в латыни), а иногда даже сливается с последующим гласным (как в норвежском), то превращается в фрикативный v (как в русском). О причинах этого мы поговорим как-нибудь в другой раз. Первый же звук - d - сохраняется во всех языках, кроме германских: там он, как и положено, превращается в t по закону Гримма.

Три:

Кентумные языки:
латынь tres
греческий τρία (tria)
ирландский tri
валлийский tri
Германские языки:
английский three
исландский þrjú
Сатемные языки:
русский три
польский trzy
литовский trys

Легко восстанавливается корень *tre(i). В германских языках начальный звук t превращается в þ по закону Гримма.

Далее следует несколько числительных, чье сходство тоже очевидно, но не так явно, как в предыдущем случае, а именно шесть, семь и один.

Шесть:

Кентумные языки:
латынь sex
греческий έξι (exi)
ирландский se
валлийский chwech
Германские языки:
английский six
исландский sex
Сатемные языки:
русский шесть
польский sześć
литовский šeši

Корень здесь очевидно один, и в кентумных языках он практически не меняется, разве что в греческом отпадает s. В сатемных языках k, как полагается, переходит в s/ ʃ. Восстанавливаемая основа - *seks

Семь:

Кентумные языки:
латынь septem
греческий επτά (septa)
ирландский seacht
валлийский saith
Германские языки:
английский seven
исландский sjö
Сатемные языки:
русский семь
польский siedem
литовский septyni

Здесь снова, что примечательно, в греческом отпадает первая s, которая стоит перед e. Восстанавливаемая основа - *septem.

Один:

Кентумные языки:
латынь unus
греческий ένας (enas)
ирландский aon
валлийский un
Германские языки:
английский one
исландский einn
Сатемные языки:
русский один
польский jeden
литовский vienas

Здесь, с одной стороны, видно, что корень-то один, особенно если сравнить со словами с тем же значением из языков других семей. Например, в арабском - wahid , в финском - yksi, в турецком - bir. И все же очень уж разные идут в этом индоевропейском числительном гласные, а в славянских языках еще берется откуда-то d (про балтские языки я вообще молчу).

Следующие два числительных, "восемь" и "девять" примечательны тем, что может показаться, будто они образуются в индоевропейских языках от двух разных основ.

Восемь:

Кентумные языки:
латынь octo
греческий οκτώ (okto)
ирландский ocht
валлийский wyth
Германские языки:
английский eight
исландский átta
Сатемные языки:
русский восемь
польский osiem
литовский aštuoni

С одной стороны, мы видим четкую основу *okt-, которая в германских языках превращается в *aht по Гримму, а в балтских - в *ast. В славянских же языках куда-то пропадает t, но, тем не менее, более умные люди говорят, что все-таки это один и тот же корень.

Нечто подобное творится и со словом "девять":

Кентумные языки:
латынь novem
греческий εννέα (ennea)
ирландский naoi
валлийский naw
Германские языки:
английский nine
исландский niu
Сатемные языки:
русский девять
польский dziewięć
литовский devyni

Здесь мы наблюдаем общую основу с - n - в качестве главного корневого звука и балто-славянскую основу *dev-. Связь между этими основами можно найти только с помощью древнеиндийских диалектов, где это слово звучало как navatis. Иначе говоря, у славян и балтов n превратился в d. Это, в принципе, не так уж и поразительно, если учесть, что место образования у этих двух звуков одно и то же, и различаются они, по большому счету в том, что n - назальный согласный, то есть при его произнесении воздух проходит через нос. Видимо, в какой-то момент назальным он просто быть перестал. Можете поставить небольшой эксперимент: произнесите "невять", зажав пальцами нос - получится как раз что-то типа "девять".

Ну и наконец переходим мы к тем двум числительным, ради которых я и затеял эту статью: "четыре" и "пять". Самыми интересными я их называю, потому что до меня раньше никогда не доходило, как может получиться так, что русское "четыре", итальянское "quattro", греческое "тетра", валлийское "pedwar" и английское "four" или русское "пять", латинское "quinctus" и английское "five" могут быть однокоренными.

Давайте разбираться.

Четыре

Из интернета.
Из интернета.

Здесь мы видим восстановленную основу, и ближе всего к ней, как обычно, оказываются романские языки (за исключением румынского), а также литовский с keturi, ирландский с ceathair и албанский с katёr (по каким-то причинам автор диаграммы не стал включать в нее языки индо-арийской ветви).

То, что происходит в славянских языка, а также в латышском, можно объяснить делением сатем-кентум: дескать, k превратился в s и уже из него - в ч.

Что случилось в греческом - судить не берусь, так как на нем не специализируюсь, а вот с германскими, кельтскими и румынским языками дело интересное. Из диаграммы следует, что здесь присутствует две, а то и три разных основы, однако преобразование p>f - часть закона Гримма. Иначе говоря, германская основа *fedwor, развившаяся в англ. four, нем. vier и норв. fire, изначальна была максимально близка к валлийско-бретонской *pedwar. Ну а насчет румынского patru можно предположить, что именно это слово было взято носителями этого языка не из латыни, а из каких-нибудь местных диалектов.

То есть в индоевропейских языках, помимо разделения по k-s (сатем-кентум), было еще и разделение по kw-p. Помимо четверки, этот же процесс виден и в основе со значением "пять":

Кентумные языки:
латынь quinctus
греческий πέντε (pente)
ирландский cuig
валлийский pum
Германские языки:
английский five
исландский fimm
Сатемные языки:
русский пять
польский pięć
литовский penki

Восстанавливаемая основа здесь - *kwent-. По все той же причине в некоторых языках она сменилась в *pent-, а именно в балтских, греческом а также славянских и изначально - в германских.

Для начала немного о том, как *pent- стало "пять" в русском языке. Вообще, буква "я" у нас, в большинстве случаев (если не во всех), стоит там, где в старославянском был носовой гласный, известный как "юс малый". В русском языке носовые гласные исчезли, а вот в польском они о сих пор остались, и pięć читается примерно как "пиенч".

Этот самый конечный ц в польском - стабильная и более-менее объяснимая замена звука t, который в аналогичных позициях сохранился в русском языке. Объяснимая - потому что артикуляция у них примерно в одном месте осуществляется, да и вообще ц иногда прописывают как тс, потому что именно из этих компонентов состоит эта аффриката.

В германских языках, очевидно, слово "пять" тоже происходило от основы *pent-, что лучше всего видно на немецком fünf. Здесь p, как положено, превратилось в f по закону Гримма и сохранился n, который пропал во всех остальных современных германских языках (кроме исландского - там он стал m). Почему здесь t превратился в f - для меня загадка, также как и почему в литовском k вместо t.

Если же обобщать те данные, которые у нас есть, можно сказать, что мы наблюдаем некоторое языковое сближение германцев и бриттской ветви кельтов (P-кельтские языки), которое временами также распространяется на славян, балтов, греков и даже румын.

Подводя итоги, хочется сказать, что некоторые фонетические изменения могут быть вполне объяснимыми, типа n-d в паре novem-девять или во всех стадиях закона Гримма - у всех звуков в этих случаях одно место артикуляции. Меняется либо звонкость/глухость, либо способ образования (смычка/щель), либо еще какие-нибудь "побочные" характеристики типа придыхания/отсутствия придыхания и назальности/отсутствия назальности.

Тем не менее, такие радикальные преобразования, как k>s и g>z по закону сатем-кентум или kw>p, которое мы наблюдали в словах "четыре" и "пять" меня лично ставят в тупик. Здесь меняется и способ образования и место артикуляции, причем значительно - от велярного звука к зубному/альвеолярному или даже губному. Как это могло произойти - загадка.

Если про сатем-кентум пишут хотя бы, что когда-то давным давно, до разделения индоевропейских языков, на месте нынешних k/g и s/z была пара совершенно других звуков, которые имели общие характеристики и с первыми, и со вторыми, мне сложно это представить, но бог с ним, поверим за неимением лучшего объяснения. По поводу деления на kw-p я вообще ничего не припомню.

Впрочем, я допускаю, что мои знания далеки от полноты и совершенства, так что если вы хорошо разбираетесь в этих преобразованиях - обязательно напишите об этом в комментариях и расскажите, как это работает. Ну и разумеется, если вам было интересно - ставьте лайки и подписывайтесь на блог, мне будет приятно!