Сбербанк. В России, услышав словосочетание «зелёный банк». Каждый сразу понимает, что речь идёт именно о Сбербанке, то есть банке, играющим важнейшую роль в экономке страны. Его миссия – это предоставление надёжности и уверенности, изменение жизни к лучшему, помощь для реализации устремлений и желаний. На самом деле, миссия и ценности банка не отличаются уникальностью, они также ориентированы в первую очередь на качество предоставления услуг, на первом месте стоят клиенты и их комфорт, далее сотрудники, которые также являются приоритетом компании.
Основные принципы работы сотрудников банка прописаны в их Кодексе. Там же прописаны правила Сбербанка для своих сотрудников:
- Персонал для Сбербанка — это важнейший актив и основа конкурентоспособности, а совершенствование корпоративной культуры это одно из важнейших направлений стратегии банка.
- Среди главных принципов - ужесточение требований к работе сотрудников, постоянная трансформация культуры, учитывая также тот факт, что к 2018 году сотрудники поколения Y составляют уже 50% от всех сотрудников банка и ним нужен другой подход, и ещё один принцип это диджитализация Сбербанка
Культура Сбербанка отличается своей жесткостью, но при этом она позволяет сотрудникам стать лучшей версией самих себя, самосовершенствоваться и при этом улучшать качество работы с клиентами.
Для этого банка слова о приоритете развития корпоративной культуры не просто пустой звук, это подтверждается многочисленной информацией, интервью, документами и даже видеофильмами, которые выкладывает компания на своих ресурсах.
Сбербанк становится «Бирюзовой организацией, 2016 год. «Дневник бирюзы» - это корпоративный сериал Сбербанка, рассказывающий о пяти Бирюзовых офисах банка в Подмосковье. Идея этой необычной модели организации была описана в книге «Открывая организации будущего» бывшего партнёра банка коуча Фредерика Лалу. Бирюзовая организация (в книге описаны различные цвета, имеющие каждый свой смысл) представляет собой что-то похожее на живой организм, существующий и развивающийся независимо от сотрудников.
Принципы такой организации:
- отсутствие должностей и иерархии;
- чтобы возглавить новый проект нужно лишь выдвинуть свою кандидатуру;
- свободный обмен информацией;
- нет бонусной системы, равная прибыль;
- нет карьерного роста;
- нет единых ролей и обязанностей, они постоянно распределяются между сотрудниками по согласованию друг с другом;
- общее обсуждение и решение проблем;
- эффективность команды играет главную роль.
Сотрудники офисов, которые попали в число участников проекта, сначала были очень встревожены и напуганы предстоящими изменениями, они не понимали, что от них будет требоваться и не понимали самую идею «Бирюзового офиса». Со временем, коучи, работающие в качестве руководителей, научили сотрудников, как себя нужно вести и тем самым запустили процесс самостоятельного эффективного существования всех офисов. Главная идея данного проекта заключается в том, чтобы клиенты больше не ходили из «окошка» в «окошко» к разным специалистам за разными услугами, если возникли вопросы в разных областях деятельности банка – теперь не нужно идти к другому специалисту, все вопросы можно решить с одним сотрудником. Тем самым, новая система в офисах позволила подготовить «универсальных» сотрудников, которые разбираются во всех областях банковской деятельности. Для этого специалистам пришлось пройти многочисленные тренинги, курсы подготовки и прочее, что было организованно без отрыва от производства. Конечно, такая система совершенно новая и непривычная, её внедрение далось нелегко, но сотрудники уже оценили её эффективность и поняли её привлекательность, теперь они работают как единая команда. Клиенты данных офисов оценивают свои посещения по максимальным оценкам, явно превышающим их посещениях обычных «зелёных» офисов банка.
В каждом городе нашей страны находится несколько или несколько десятков, а, может, сотен отделений банков Сбербанк – банкоматы стоят в магазинах и метро, мы сталкиваемся с этим банком каждый день. Невозможно представить человека, который не слышал о нём. Тем самым эта компания становится примером для многих других, на неё ориентируются и хотят подражать. Сбербанк это один из символов нашей страны, поэтому его миссия и ценности очень важны для предпринимателей всех сфер, не только банковской.
Таким образом, проект бирюзовой организации может стать толчком к развитию и перенятию успешного опыта другими организациями, это вполне может принести значительные улучшения во всех сферах, так или иначе связанными с клиентами – нами. А, как известно, довольные клиенты – успешный бизнес.
Я считаю, что все организации так или иначе должны делать свой бизнес «умным», то есть не гнаться только за прибылью – наш век обязывает думать о покупателе, о качестве и о глобальной пользе для мира. Без этого фактора, в наше время – бизнес не будет актуальным.