Сейчас для удовлетворения экспортной потребности США вынуждены продавать другим странам урожай зерновых с каждого третьего гектара. До настоящего времени экспорт сельскохозяйственной продукции из США рассматривался как безусловное благо для страны. За счет экспорта повышаются доходы фермеров, обеспечивается приток иностранной валюты и сбыт постоянных излишков урожая зерновых, который временами, в том числе и сейчас, вызывает у американских фермеров серьезную озабоченность.
Единственной причиной, существенно сдерживающей экспорт сельскохозяйственной продукции, до недавнего времени считалось его влияние на положение фермеров в странах-потребителях. Ввоз дешевого американского зерна подрывал конкурентоспособность местных производителей. Но как только способность американских фермеров производить излишки стала меньше, то сразу стали выражаться сомнения в том, что неограниченное расширение экспорта отвечает национальным интересам. Следует ли способствовать зависимости других государств от американского зерна, продавая его по низким ценам, которые в конечном итоге сами США вряд ли смогут поддерживать?
Нам говорят, что если американское сельское хозяйство достигнет предела своих возможностей, то это произойдет не только из-за стремления удовлетворить внутренние потребности в продовольствии. Расширение экспорта сельскохозяйственной продукции в будущем — это один из фундаментальных вопросов политики, который заслуживает такого же серьезного внимания, с каким в недавнее время рассматривалось неблагоприятное положение в области обеспеченности сельского хозяйства необходимыми ресурсами. Что касается будущего обеспечения сельского хозяйства ресурсами — землей, водой и энергией, то наибольшие трудности здесь, по-видимому, возникнут не столько из-за их физической нехватки, сколько из-за роста цен на них.
В результате может усилиться процесс межрегиональных сдвигов в структуре производства растительных культур и продукции животноводства, равно как и в способах сельскохозяйственного производства. Повышение затрат на ирригацию и рост спроса на зерно могут, например, способствовать в животноводстве возврату к содержанию скота на пастбищах, как это было в прошлом веке. Спрос на землю тогда повысится и цены на скот и на землю возрастут. Другие проблемы, как, например, эрозия, чрезмерная засоленность земель, климатические изменения и отставание с внедрением технологических новшеств, решать еще труднее.
Если в перспективе повышение производительности труда в сельском хозяйстве будет происходить не столь быстро, как в последние годы, а умеренными темпами, которые были характерны для периода 1900—1950 гг., и ожидаемый экспортный спрос на американскую сельскохозяйственную продукцию при этом действительно окажется высоким и будет удовлетворяться, то мы можем стать свидетелями возврата к тем формам ведения сельского хозяйства, при которых увеличение производства зависит в основном не от повышения удельной урожайности земли, а от расширения ее площади.
Снижение плодородия почв и неблагоприятные климатические изменения приобретут тогда большую важность, чем в случае, когда речь идет о повышении продуктивности. Высокая степень монокультуры, характерная для американского сельского хозяйства, может представлять серьезную угрозу только в том случае, если не будут приняты простые превентивные меры, такие, как сохранение широкого разнообразия семян и создание здоровой и развитой индустрии по их производству. К сожалению, правительство не проявляет готовности взять под контроль решение этого вопроса.
В целом следует отметить, что предсказания, основанные на анализе тенденций в прошлом и настоящем, не свидетельствуют о наличии ситуации, близкой к кризису в американском сельском хозяйстве. В этих прогнозах представлены лишь наиболее вероятные ситуации, а не те, что менее вероятны, но все же возможны. Видимо, американская политика в области сельского хозяйства должна быть направлена на повышение роли страхования от наиболее неблагоприятных ситуаций — например, от погодных условий, снижающих продуктивность. Сумма страхования должна зависеть от рентабельности связанных с принятой стратегией превентивных мер.
Возможными мерами могут быть: более рациональное территориальное распределение сельскохозяйственных земель, повышение разнообразия производимой в пределах района продукции, увеличение ассигнований на исследования для сельского хозяйства, создание частных и государственных запасов зерна, разработка программ, направленных на снижение воздействия угрожающих факторов, изменение правительственных программ, предусматривающих создание такой структуры сельского хозяйства, которая делает его неустойчивым в критических ситуациях, а также пересмотр цен на сельскохозяйственную продукцию, с тем чтобы они лучше отражали частные и общественные затраты на ее производство.