Унипульс 81А (дальше — У.) — одна из самых узнаваемых и малопонятных частей электровоза ЧС8. У всех он ассоциируется с «поющим» звуком при разгоне, но не совсем понятно когда он возникает и чем вызван.
Введение
У. — это блок управления вспоммашинами и реостатным тормозом. Шкаф У. состоит из двух частей — блока управляющих кассет и блока выпрямительных диодов и тиристоров. Производился ЧКД и Хартрон-Экспресс.
Три отверстия над кассетами предназначены для вентиляторов охлаждения, они питаются от напряжения 220 В. Через каналы проходит щуп термостата, который подогревает блок в холодное время года.
Верхний ряд — блоки питания, средний — управление реостатным тормозом, нижний — управления компрессором и вентиляторами.
Работа вспомогательных машин
Мотор-вентиляторов (дальше — МВ) на ЧС8 три — МВ-1 и МВ-2 для охлаждения двигателей и оборудования первой и второй тележек, МВ-3 — масла трансформатора.
При токе 236 А на тяговых двигателях МВ-1, МВ-2 запускаются на 100 В, при достижении тока 800 А начинается линейная часть, во время которой напряжение на МВ-1 и МВ-2 достигнет 460 В (при токе 1150 А). Именно во время этой линейной части У. «поет» наиболее четко и громко.
При изменении температуры воздуха на ± 30° С, порог начала и окончания линейной части также будет сдвигаться, на ± 210 А.
Звук работы Унипульса
При падении тока на двигателях ниже 236 А, на МВ подается напряжение 100 В, называется это режимом доохлаждения.
МВ-3 трансформатора имеет 3 скорости вращения: 100 В при температуре масла 30 °С, на 220 В — при 50°, на 440 В — при 80°.
Компрессор от Унипульса имеет плавный запуск.
МВ можно запустить (и остановить) с пакетника на пульте (для каждой секции свой).
Режим «Выключение охлаждения» работает до скорости 10 км/ч, после чего МВ запустятся штатно даже если выключатель остается в этом положении.
«ВI+ВII» запустит МВ-1 и МВ-2 на 460 В, в режиме «ВI+ВII + ТР220» добавится МВ-3 на 220 В, в «ВI+ВII + ТР440» — МВ-3 на 440 В.
Так же на электровозе есть переключатель работы вспоммашин 221 — стоит в непроходном коридоре со стороны пром. коридора. Он имеет три положения: нормальная эксплуатация, выключение, аварийный режим.
При нормальной эксплуатации У. работает штатно, в выключении все вспоммашины отключены, в аварийном режиме на МВ с момента появления на электровозе высокого напряжения подается напряжение 330 В.
Компрессор запускается на то же напряжение не плавно.
Реостатное торможение
В режиме реостатного торможения (дальше — РТ) МВ запускаются полностью аналогично режиму тяги — от тока двигателей.
Так же, в режиме РТ, работают вентиляторы охлаждения тормозных резисторов, запитаны они от последних, а не от Унипульса. Скорость вращения их зависит от тока через тормозные резисторы.
Средний блок кассет управляет возбуждением РТ, тема эта весьма обширна и будет освящена в отдельной статье.
Разновидности
Всего есть два вида Унипульсов — оригинальный, аналоговый, производства ЧКД и аналогово-цифровой, фирмы Хартрон-Экспресс.
Штатно блок кассет закрывается навесной прозрачной крышкой.
Понравилась статья? Поддержите лайком или подпишитесь, чтобы не пропустить новые публикации.
Опубликовано с разрешения автора (Борис Новицкий)