Часть 2. Развитие обитаемых глубоководных аппаратов в России.
В нашей стране планомерное освоение морских глубин при помощи обитаемых подводных аппаратов началось в 1923 году. Толчком к этому послужило создание 13 марта 1923 года организации ЭПРОН - "Экспедиция подводных работ особого назначения", которая должна была осуществить поиск и подъем затонувшего возле Балаклавы 14 ноября 1854 года английского парусно-винтового транспорта "Prince" ("Черным принцем" его назвали позже...).
По слухам, которые стали ходить почти сразу после этого крушения, корабль вез 200 000 фунтов стерлингов золотом - жалованье английским солдатам, воевавшим под Севастополем в Крымскую войну.
После Крымской войны найти "Prince" пытались немецкие, французские, норвежские, итальянские, японские экспедиции и отдельные энтузиасты. Было найдено и поднято на поверхность много артефактов прошлого, но ни сам корабль, ни его сокровища найдены не были. Неучастие в этих поисках англичан возможно и могло бы ответить на вопрос о причинах этих неудач....
В России энтузиастом поиска корабля был морской инженер Владимир Сергеевич Языков. С 1908 года он упорно пытался увлечь этой идеей сперва царское правительство, а после 1917 года - правительство советское. Повезло ему только в начале 1923 года, когда он попал на прием к начальнику Особого отдела ГПУ при НКВД РСФСР Генриху Григорьевичу Ягоде и заинтересовал его поиском огромного по тем временам сокровища. Была образована ЭПРОН, и тогда же по проекту инженера-механика Евгения Григорьевича Даниленко был построен первый отечественный обитаемый подводный аппарат-гидростат. Нужно заметить, что в то время в мире существовал только один подобный аппарат, уже упоминавшийся гидростат американского инженера Ганса Гартмана. Следовательно, Россию можно по праву считать одним из зачинателей систематического освоения подводного мира.
Конструктор гидростатата и гидронавт Карпович Д.А. совершили свое первое пробное погружение 2 сентября 1923 года. Гидростат опустили на глубину 40 метров для проверки его работоспособности. А уже 9 сентября 1923 года был установлен первый рекорд глубины погружения для нашей страны – 123 метра. В дальнейшем, уже в 1927 году на этом же аппарате совершила погружение для изучения морского дна по геологической программе геолог Мария Васильевна Клёнова, которая стала первой в мире женщиной-гидронавтом. Нужно заметить, что обломки "Prince" экспедиция так и не нашла (они были обнаружены только в 2010 году, правда сокровищ там не оказалось...), однако с ее помощью было поднято более сотни затопленных после Гражданской войны кораблей и судов, буквально загромождавших порты страны. Развивалась глубоководная техника, готовились кадры....
Строившиеся в этот период в СССР глубоководные аппараты также повторяли в общих чертах гидростат Даниленко.
Работа водолазов ЭПРОН в те годы хорошо показана в советском фильме "Гибель Орла" (1940 г.).
До 1941 года ЭПРОН осуществила подъем около 500 кораблей и судов, спасла от гибели еще более 100.... Великая Отечественная война внесла свои коррективы в работу ЭПРОН, на время пришлось отказаться от глубоководных исследований и сосредоточиться на судоподъеме и ремонте. Всего с 1941 по 1945 г. было поднято почти 1920 кораблей и судов, оказана помощь еще более 1000.
После войны и восстановления промышленности вновь встал вопрос о продолжении глубоководных изысканий. И они были продолжены....
Продолжение следует....