Найти в Дзене
КОРАБЛИ И СУДА

ГЛУБОКОВОДНЫЕ АППАРАТЫ История и современность Продолжение

Батискаф "Триест" на дне Марианского желоба
Батискаф "Триест" на дне Марианского желоба

Часть 2. Развитие обитаемых глубоководных аппаратов в России.

В нашей стране планомерное освоение морских глубин при помощи обитаемых подводных аппаратов началось в 1923 году. Толчком к этому послужило создание 13 марта 1923 года организации ЭПРОН - "Экспедиция подводных работ особого назначения", которая должна была осуществить поиск и подъем затонувшего возле Балаклавы 14 ноября 1854 года английского парусно-винтового транспорта "Prince" ("Черным принцем" его назвали позже...).

Уильям Симпсон. Шторм в Балаклавской бухте 14 ноября 1854 года
Уильям Симпсон. Шторм в Балаклавской бухте 14 ноября 1854 года

По слухам, которые стали ходить почти сразу после этого крушения, корабль вез 200 000 фунтов стерлингов золотом - жалованье английским солдатам, воевавшим под Севастополем в Крымскую войну.

Парусно-винтовой транспорт "Prince"
Парусно-винтовой транспорт "Prince"

После Крымской войны найти "Prince" пытались немецкие, французские, норвежские, итальянские, японские экспедиции и отдельные энтузиасты. Было найдено и поднято на поверхность много артефактов прошлого, но ни сам корабль, ни его сокровища найдены не были. Неучастие в этих поисках англичан возможно и могло бы ответить на вопрос о причинах этих неудач....

Якоря, поднятые со дна Балаклавской бухты в ходе поисков "Prince"
Якоря, поднятые со дна Балаклавской бухты в ходе поисков "Prince"
Водолазное снаряжение конца 19-го века - снаряжение Денейруза. Использовалось в том числе и при поисках "Prince".
Водолазное снаряжение конца 19-го века - снаряжение Денейруза. Использовалось в том числе и при поисках "Prince".

В России энтузиастом поиска корабля был морской инженер Владимир Сергеевич Языков. С 1908 года он упорно пытался увлечь этой идеей сперва царское правительство, а после 1917 года - правительство советское. Повезло ему только в начале 1923 года, когда он попал на прием к начальнику Особого отдела ГПУ при НКВД РСФСР Генриху Григорьевичу Ягоде и заинтересовал его поиском огромного по тем временам сокровища. Была образована ЭПРОН, и тогда же по проекту инженера-механика Евгения Григорьевича Даниленко был построен первый отечественный обитаемый подводный аппарат-гидростат. Нужно заметить, что в то время в мире существовал только один подобный аппарат, уже упоминавшийся гидростат американского инженера Ганса Гартмана. Следовательно, Россию можно по праву считать одним из зачинателей систематического освоения подводного мира.

Аппарат-гидростат инженера-механика Даниленко Е.Г.
Аппарат-гидростат инженера-механика Даниленко Е.Г.

Конструктор гидростатата и гидронавт Карпович Д.А. совершили свое первое пробное погружение 2 сентября 1923 года. Гидростат опустили на глубину 40 метров для проверки его работоспособности. А уже 9 сентября 1923 года был установлен первый рекорд глубины погружения для нашей страны – 123 метра. В дальнейшем, уже в 1927 году на этом же аппарате совершила погружение для изучения морского дна по геологической программе геолог Мария Васильевна Клёнова, которая стала первой в мире женщиной-гидронавтом. Нужно заметить, что обломки "Prince" экспедиция так и не нашла (они были обнаружены только в 2010 году, правда сокровищ там не оказалось...), однако с ее помощью было поднято более сотни затопленных после Гражданской войны кораблей и судов, буквально загромождавших порты страны. Развивалась глубоководная техника, готовились кадры....

Курсанты водолазной школы ЭПРОН (Балаклава - 1935 г.)
Курсанты водолазной школы ЭПРОН (Балаклава - 1935 г.)

Строившиеся в этот период в СССР глубоководные аппараты также повторяли в общих чертах гидростат Даниленко.

Глубоководная камера А.З. Каплановского для спуска на глубину до 100 метров - более компактное и легкое устройство, чем гидростат Даниленко. Но принцип тот-же.... (1926 г.)
Глубоководная камера А.З. Каплановского для спуска на глубину до 100 метров - более компактное и легкое устройство, чем гидростат Даниленко. Но принцип тот-же.... (1926 г.)

Работа водолазов ЭПРОН в те годы хорошо показана в советском фильме "Гибель Орла" (1940 г.).

Кадр из фильма "Гибель Орла" (СССР - 1940 г.)
Кадр из фильма "Гибель Орла" (СССР - 1940 г.)

До 1941 года ЭПРОН осуществила подъем около 500 кораблей и судов, спасла от гибели еще более 100.... Великая Отечественная война внесла свои коррективы в работу ЭПРОН, на время пришлось отказаться от глубоководных исследований и сосредоточиться на судоподъеме и ремонте. Всего с 1941 по 1945 г. было поднято почти 1920 кораблей и судов, оказана помощь еще более 1000.

Подъем английской подводной лодки L-55 (1928 г)
Подъем английской подводной лодки L-55 (1928 г)

После войны и восстановления промышленности вновь встал вопрос о продолжении глубоководных изысканий. И они были продолжены....

Продолжение следует....