Найти тему

Разбираем речь Гитлера от 3 октября 1941: «Я не желал этой войны!»

Оглавление

В самом начале октября 41-го немецкое командование начало новую, невиданную по размаху операцию «Тайфун», которая должна была окончательно сломить сопротивление СССР. С нашей стороны ответные оборонительные операции «Вяземская» и «Орловско-Брянская» закончились катастрофически. Только под Вязьмой за 10 дней погибло более 380 тысяч солдат, а свыше 600 тысяч попали в плен.

Гейнц Вильгельм Гудериан
Гейнц Вильгельм Гудериан

По воспоминаниям генерала Гудериана, командующего немецкими бронетанковыми соединениями, «захват города произошел для противника настолько неожиданно, что, когда наши танки ворвались в Орел, в городе еще ходили трамваи…» Уже 9 октября Гитлер скромно признается:

«сегодня я могу совершенно определенно сказать: этот противник разгромлен и больше никогда не поднимется».

Дорога на Москву была открыта… А дальше вы сами знаете, как дело обернулось. Не говори гоп, пока не перепрыгнешь. Но вернемся к 3 октября.

Фашистские танки  входят в Орел
Фашистские танки входят в Орел

Буквально через сутки после начала операции Гитлер обратился к народу с разъяснениями – ведь понятно, что какая бы не была успешная операция, в любом случае сотни тысяч похоронок полетят и на Запад, в немецкие семьи. И народ надо было подготовить, мотивировать и заставить работать дальше. Эта речь служит исключительным образчиком потрясающего PR. Давайте посмотрим, как «красиво и складно» аргументировал фюрер свои действия, чтобы немецкий народ был уверен, что всё делается во имя добра и справедливости.

-3

Начало было впечатляющим. Гитлер начал устало, как очень занятой и деловой человек:

«… Сегодня появление здесь далось мне нелегко, потому что в эти часы на нашем Восточном фронте начинается новая операция, представляющая собой громадное событие. Уже 48 часов она разворачивается в гигантских масштабах! С ее помощью мы разгромим противника на востоке!»

Дальше грамотный тезис про то, что это не какой-то там захват геополитического соперника, это творится в интересах всего мира!

«… С 22 июня идет неистовая борьба, которая имеет поистине решающее значение для всего мира. Размеры и последствия этого события станут ясны только потомкам».

И вдруг контрапункт, заставляющий вздрогнуть зачарованного слушателя:

«Однако я не желал и этой борьбы!»

-4

В течение минут пяти Гитлер оправдывается, что еще с 1933 года, когда «провидение ниспослало ему руководство империей» (красиво заворачивает!) он и его соратники делали все, чтобы предотвратить войну. Но…

«Сколько бы мирных предложений я ни сделал этому миру — предложений о разоружении, о мирном введении разумного экономического порядка и т. д., — они все были отклонены».

Кто же виноват? Ну понятно: «заговор демократов, евреев и масонов два года назад толкнул на войну Европу».

«С того момента ведется война между правдой и ложью, и, как всегда, эта борьба в конце концов победоносно завершится в пользу правды!»

Видите как. Не просто война ради выживания нации, ради будущего детей. Нет – это между правдой и ложью! Но Гитлер настолько не хотел этой крови, что снова дал шанс врагам закончить все миром

«После первого же столкновения я снова подал им руку. Я сам был солдатом и знаю, как тяжело достаются победы, сколько связано с этим крови и нищеты, лишений и жертв. Мою руку оттолкнули!».

И все-таки великий гуманист и правдоискатель настолько хотел «ограничить военный размах», что ему даже пришлось пойти на унижения!

«Я решился в 1939 г. на то, что прежде всего вы, мои старые партийные соратники, понимаете с трудом, на то, что могло бы быть воспринято почти унижением человеческого достоинства: я послал тогда своего министра в Москву»

23 августа 1939 года - за неделю до начала Второй мировой
23 августа 1939 года - за неделю до начала Второй мировой

Как мы знаем, после этого был подписан мирный договор между СССР и Германией, получивший название пакт Молотова – Риббентропа. И надо сказать, что формально его четко соблюдали обе стороны. Вплоть до того, что в прессе обоих недавних яростных противников стала преобладать мирная риторика. Почему же тогда Гитлер все-таки решил напасть первым? Интересно, как именно он оправдывает это перед своим народом?

Оказывается, это была самооборона!

«…от недели к неделе я все сильнее стал ощущать, что Советская Россия уже видит тот час, когда она выступит против нас… Поэтому я был вынужден принять защитные меры. Они были чисто оборонительного характера».

И вот теперь, констатирует оратор, уже весь мир понимает, что это было единственным правильным решением. Потому что перейдя границу, увидев мощь врага даже простой солдат смог осознать

«что в этот раз мы были на волосок от уничтожения не только Германии, но и всей Европы!... Это было бы вторым нашествием монголов под руководством нового Чингисхана!»

И только благодаря мужеству и выносливости немецких солдат, подвигу всего трудового народа Германии в тылу мир не просто спасен, берите выше:

«впервые на нашем континенте произошло что-то вроде пробуждения Европы».

А ведь действительно, почему мы все время говорим, что боролись с немцами? Даже сам Гитлер не скрывает:

«От Белого моря до Черного сражаются наши немецкие солдаты, а с ними вместе итальянцы, финны, венгры, румыны, словаки. Уже подходят хорваты, выступают в поход испанцы. Бельгийцы, голландцы, датчане, норвежцы, даже французы уже собираются на фронт!»

После этого пошла чистая патетика, мол, победа неизбежна, враг разбит окончательно. Ну и кстати, цифры действительно впечатляющи:

«Позади наших войск уже лежит пространство по площади в два раза большее, чем была немецкая империя в тот момент, когда я получил власть в 1933 г., или в четыре раза большее, чем Англия».

И знаете, что пока позволяет России оказывать последнее сопротивление? Почему за три месяца (а изначально предполагалось, что примерно столько потребуется времени) Москва еще не взята? Ни за что не догадаетесь…

«Противник, который сражается, с одной стороны, из-за звериной кровожадности и, с другой стороны, из трусости и страха перед своими комиссарами…»

Вот так вот. Миролюбивой и справедливой Европе противостоит звериная кровожадность, трусость и страх. Занавес!

Ну как-то так - кровожадные трусы
Ну как-то так - кровожадные трусы

Заканчивает вождь нации искренними словами благодарности своему народу:

«Мы действительно можем сказать: впервые в истории в борьбе участвует целый народ! Эту войну выиграет немецкая Родина с миллионами рабочих и работниц, крестьян и крестьянок!»
се для фронта...

Это красиво. Наши руководители, в принципе, примерно так же излагали. Знаете, изучив эту речь, понимаешь, почему немецкий народ так неистово поклонялся Гитлеру и так безоговорочно шел на смерть. Мозги им прополоскали здорово. И когда осознаешь, на сколько близки они были к победе, еще больше начинаешь боготворить подвиг наших солдат и нашего народа, которые смогли сделать невозможное и повернуть эту силу, сплотившую почти всю Европу, вспять…

P.S. Если кого-то интересует первоисточник – загуглите: «Речь Адольфа Гитлера на открытии третьей зимней кампании помощи фронт в берлинском дворце Шпортпаласт 3 октября 1941 года».