Найти в Дзене
Мысли о стране

Минфин хочет изменить налоговое законодательство

Максим Орешкин
Максим Орешкин

Как-то незаметно прошли новости о планах Минфина изменить налоговое законодательство. В ведомстве хотят ужесточить критерии для признания граждан налоговыми резидентами, сократив срок пребывания в России до 90 дней в году, а также добавив в эти критерии наличие недвижимости, активов и личных контактов. Грубо говоря, теперь будет недостаточно отсутствовать полгода, чтобы «утратить налоговую связь» со страной.

Делается это все под эгидой того, чтобы возвращались в РФ те бизнесмены, которые убегали на Запад. Так ведь они и сейчас бежать продолжают, может дело не в налоговом резидентстве? История с Валерием Израйлитом наглядно показала многим, что им нет смысла возвращаться. Подобные изменения никого не остановят, просто теперь придется больше проводить времени за пределами страны, перевезти за рубеж всю семьи, переписать недвижимость на жену, детей и тещу, а бизнес регистрировать в офшорах. И тут вдруг оказывается, что многие крупные бизнесмены уже давно так живут.

Так что это можно назвать переходом к международной практике, но никакой связи с попыткой вернуть бизнесменов обратно нет. Скорее это очередной четкий сигнал тем, кто еще остался.

А еще предстоит решать огромное число споров с другими юрисдикциями по поводу получения преимущественного права на налогообложение, бороться с проблемой многократного резидентства и т.п. Надеемся, что об этом подумали, но есть серьезные сомнения.

При этом для нерезидентов НДФЛ снизят с 30% до 13%, а сами правила для резидентов и нерезидентов уже давно последовательно выравниваются (с начала 2019 г., например, нерезидентов освободили от необходимости уплаты НДФЛ при продаже недвижимости, если она находилась в собственности больше минимального срока). То есть никакого практического смысла оставаться налоговым резидентом России нет, кроме чувства собственного удовлетворения. Да, налоговые вычеты по-прежнему не получить, но невелика печаль.

«Летите, голуби, летите»

Тем, кто уже давно использовал схему «деофшоризации», чтобы не отчитываться ФНС об иностранных активах и не платить налог с нераспределенной прибыли, теперь будут приезжать в Россию еще реже. Вряд ли это их сильно расстраивает. Просто сама схема стала чуточку сложнее.

P.S. Можно порадоваться за тех, кто работает удаленно и много путешествует, а также предприятия, где сотрудники работают за рубежом, ведь теперь у всех 13%: платить приятнее и считать проще.