Найти тему

Анализ рынка B2B-корпусной мебели в России: главным критерием выбора остается цена

Оглавление

Несмотря на то, что в 2017 году рынок вырос по всем направлениям, включая экспорт, основными факторами, определяющими его развитие, будет оставаться экономическое положение в стране и политика государства в области госзакупок. Потребители главным образом обращают внимание на стоимость комплекта мебели, потому что победители государственных тендеров в большинстве случаев определяются по цене, а в корпоративном секторе спрос часто ограничивается снижающимися доходами предприятий.

Динамика рынка в 2016-2017 гг.

По интегральным показателям российский рынок корпусной мебели в 2017 году показал рост по всем своим составляющим: в натуральном выражении объем производства вырос на 3%, импорта — на 17%%, экспорта — на 14%. Соответственно, общий объем рынка увеличился чуть более чем на 10%.

-2

Одной из особенностей изучаемого рынка является практически полное отсутствие входных барьеров —организовать производство простой типовой мебели довольно просто, поэтому на рынке постоянно появляются новые маленькие компании, которые работают преимущественно в «сером» сегменте. Доля теневого рынка довольно заметна, по оценкам экспертов, она составляет 20–23% и растет, опережая рынок — в 2017 г. этот сегмент увеличился сразу на 20% и по своему размеру превысил объемы импорта. В целом рынок B2B-корпусной мебели в 2017 г. в натуральном выражении вырос относительно уровня 2016 года более чем на 10%. В стоимостном выражении рост составил 6%, что говорит о снижении цен в результате обострения конкуренции.

Текущие тенденции потребления

Сегмент мебели для учреждений развивается под влиянием тех же факторов, что и вся экономика в целом. Поэтому тенденции потребления здесь в основном стандартные:

  • Снижение спроса из-за сокращения бюджетных средств, выделяемых на обновление интерьера учреждений. В коммерческом секторе (офисы, торговые и складские помещения) подобная динамика заметна меньше.
  • Импортозамещение. По действующему законодательству государственным организациям запрещено производить закупки, доля импорта в которых превышает 50%. Однако мебель для государственных структур закупается через тендеры, где основным фактором выбора является цена, поэтому конкуренция там высокая, а цены низкие.
  • Рост теневого сектора. В условиях обострения конкуренции и снижения цен на мебель «серые» компании имеют конкурентное преимущество, т. к. уровень расходов у них ниже.

Структура рынка B2B-мебели в ЦФО по цене

По итогам анализа рынка в Центральном федеральном округе аналитики выделяют 3 ценовых сегмента мебели:

  • Эконом — ниже 20 000 рублей.
  • Средний — от 20 000 до 100 000 рублей.
  • Премиум — более 100 000 рублей.

На сегодняшний день наибольший объем мебели продается в экономсегменте (45%). Доля среднего ценового сегмента чуть ниже (40%).

-3

Структуры рынка по виду материалов

В B2B-сегменте применяется мебель из дерева, пластмассы и металла. Основными потребителями металлической мебели являются медицинские предприятия, пластмассовой — летние кафе, салоны красоты, заведения фастфуда и т. д. Основная же масса государственных организаций, офисных центров, гостиниц, детских учреждений закупают деревянную мебель, доля которой в общем объеме составляет чуть более 2/3. Более подробно структура распределения спроса по виду материалов приведена на диаграмме.

-4

Поскольку деревянная мебель является самой популярной, имеет смысл привести ее более подробную сегментацию. Большая часть предметов мебели производится из ДСП. Это бюджетный сегмент, и его доля составляет 77%. Около 15% приходится на МДФ и 8% — на массив дерева.

Структура запросов на изготовление мебели (типовая/индивидуальная) в разных сегментах потребления

Исследование показывает, что коммерческие структуры предъявляют значительно более разнообразные требования при выборе мебели. 55% заказов предполагает изготовление нестандартных предметов интерьера под конфигурацию офиса, корпоративный стиль, специфику работы предприятия и т. д. Причем производители отмечают, что это тренд появился несколько лет назад и устойчиво развивается, несмотря на сложную экономическую ситуацию.

-5

В государственной сфере ситуация иная. Здесь предпочитают стандартные комплекты корпусной мебели. Доля запросов на индивидуальную форму или дизайн здесь составляет 12%.

Однако государственных заказов на рынке в 1,5 раза больше, чем коммерческих. Основными потребителями мебели среди государственных организаций являются:

  • образовательные предприятия;
  • медицинские учреждения;
  • налоговые службы.

По оценкам игроков рынка, на долю школ приходится около 30% всех заказов мебели в сегменте госзакупок.

Анализ импорта мебели в сегменте B2B

На Центральный федеральный округ приходится 84% всех поставок мебели из-за рубежа. В 2017 году объем импорта мебели в ЦФО вырос на 17%. Однако весь рост пришелся на поставки из стран таможенного союза, в основном из Белоруссии, и Китая. Объем импорта из стран дальнего зарубежья снизился на 20%.

-6

Со времени вступления России в ВТО (2012 г.) импорт мебели в страну постоянно увеличивался. К 2014 году рост составил около 40%. Однако в дальнейшем резкий скачок курсов иностранных валют привел к значительному снижению закупок зарубежной продукции. В 2015 году в натуральном выражении объем импорта снизился на 41%, в 2016 году — еще на 36,5%. Таким образом, можно констатировать, что итоги 2017 года говорят о снижении темпов падения импорта. Однако в целом данная показывает рост потребления мебели бюджетного и среднего сегментов (продукция Китая и стран таможенного союза относится именно к ним) падение спроса на дорогую европейскую мебель.

-7

Объем и структура экспорта

По данным базы ФТС России, объем экспорта мебели из России в 2017 году по сравнению с показателями 2016 года увеличился на 14%. В структуре экспорта по материалу изготовления наибольшую долю занимала металлическая мебель (56%), на долю деревянной приходилось 36%, пластиковой — 8%.

-8

По направлению внешнеторговых операций также преобладали поставки в страны ТС — Казахстан и Беларусь. Суммарная доля этих стран — 60%. Стоит отметить, что 90% проданной в Белоруссию мебели было сделано из металла, поэтому в структуре экспорта, в отличие от структуры внутреннего производства, преобладают металлические предметы.

Прогноз развития рынка до 2022 г. на MegaResearch.ru