Сначала договоримся о терминах
Команда – группа людей, которая объединена общей целью, задачей, делом. Это может быть и рабочий коллектив, и компания друзей, и семья.
Коммуникация – процесс общения людей в команде друг с другом
Негативная единица коммуникации – любое высказывание, несущее негативные эмоции. Это могут быть плохие новости, жалоба, нытье, упреки, критика (даже когда есть за что) и т. д.
Позитивная единица коммуникации – любое высказывание, несущее позитивные эмоции. Например, хорошие новости, похвала, благодарность, заинтересованность, признание и т. п.
Что такое "коэффициент позитивности"
Бразильский психолог Марсель Лосада изучал эффективность работы команд и выявил закономерность – на продуктивность людей влияет соотношение позитивной и негативной информацией, которой они обмениваются друг с другом. Причем существует оптимальное соотношение позитивных и негативных единиц коммуникации. В самых продуктивных коллективах на 1 негативное высказывание приходится от 3 до 11 позитивных. Это соотношение и назвали коэффициентом позитивности или коэффициентом Лосады.
Если негатива больше – то в команде царит нестабильная эмоциональная атмосфера, и это мешает людям раскрываться, проявлять инициативу, а значит получать наилучшие результаты. С другой стороны, если негативных высказываний нет вообще, то это тоже нездорово – люди не дают друг другу честную обратную связь, даже если им что-то не нравится, не высказывают даже обоснованные критические замечания, что не позволяет вовремя корректировать результаты работы.
Как применять коэффициент позитивности
Посчитайте количество негативных и позитивных единиц коммуникации у вас на работе в течение нескольких дней. Если негатива больше, чем нужно, попробуйте скорректировать ситуацию – привнесите позитив. Поделитесь с коллегами чем-то интересным, скажите спасибо за помощь, подчеркните что-то хорошее в работе остальных. Стимулируйте остальных делиться позитивом.
Если вы руководитель, помните, что на каждый негатив, привнесенный в команду, нужно минимум три позитива. И если вы отчитали подчиненного или объявили, что недовольны выполнением плана, добавьте в вашу коммуникацию с сотрудниками и положительных единиц.
Эта закономерность работает и в обычной жизни. Отругали ребенка за не сделанное домашнее задание – не забудьте потом поблагодарить за помощь по дому, поинтересуйтесь, как успехи спортивной секции. Да просто обнимите и поцелуйте – это тоже позитивная единица коммуникации. Наверное, одна из самых позитивных.
Сложно найти примеры коммуникации совсем без негативных эпизодов. Они неизбежно случаются, и теперь вы знаете, как использовать коэффициент позитивности, чтобы поддержать отношения с людьми, не ухудшить качество общения в целом, повысить эффективность работы и ускорить достижение общих целей.
А какой коэффициент позитивности у вас и у вашего окружения?