Хороший дорожный просвет – характерная черта любого представителя SUV (внедорожника, кроссовера). При этом черта эта в наши дни стала по сути маркетинговой. И дело тут не в банальном лукавстве производителя, приводящего зачастую завышенные, не отвечающие реальности цифры, а совсем в другом.
В обсуждениях той или иной машины часто можно встретить фразу, смысл которой сводится к тому, что у конкурента клиренс на 10,20,30 мм больше. Обычно подобная информация воспринимается как довод в пользу той или иной модели. Однако делать какие-либо выводы, исходя из показателей просвета, в корне неверно.
Геометрическая проходимость автомобиля зависит от ряда таких факторов, как угол въезда, рампы, съезда, которые в свою очередь зависят не только от расстояния между дорогой и днищем, но и общей длины автомобиля, базы, свесов. Так, например, популярный кроссовер Mitsubishi Outlander имеет заявленный дорожный просвет в 215 мм, но за счет габаритов и особенностей конструкции геометрическая проходимость данной модели меньше, нежели у Volkswagen Tiguan с его 200 мм или Hyundai Creta с 190 мм.
Впрочем, не стоит забывать факт: то, что хорошо для бездорожья – плохо для трассы. Подавляющее большинство кроссоверов и внедорожников эксплуатируется в условиях асфальтированных дорог, где хороший клиренс не только не помогает, а реально вредит.
Согласно введённым в 2018 году правилам клиренс передней части гоночных болидов Формулы-1 не должен превышать 5 мм. К чему данная информация? Дело в том, что управляемость и устойчивость любого автомобиля напрямую зависит от центра тяжести. Чем выше скорость автомобиля, тем актуальнее данный тезис.
Так, недавний лосиный тест новой Toyota RAV4, когда при резкой смене курса на скорости менее 60 км/ч колеса кроссовера начали отрываться от дороги, наделал много шума. Однако это типичная ситуация для большинства представителей SUV. О валкости, завалах кроссовера при вхождении в поворот, смене курса можно услышать практически в каждом втором обзоре той или иной популярной модели.
Впрочем, помимо высокого центра тяжести, автомобиль с высоким клиренсом имеет еще один недостаток. Чем больше зазор между дорогой и днищем, тем больший объем воздуха поступает в данное пространство. При езде по грунтовкам со скоростью 20, 40 или 60 км/ч поток воздуха не оказывает значимого действия на автомобиль. Однако на трассе, когда скорость приближается, а зачастую и переваливает за сотню, на кроссовер начинает действовать подъемная сила. Эта сила в буквальном смысле приподнимает автомобиль, уменьшая пятно сцепления колес с асфальтом. Итогом данного явления оказывается ухудшение управляемости, которая как раз очень необходима на высоких скоростях.
Таким образом получается, что согласно данным управления безопасности движения США переворачивание с самым печальным исходом происходит с обычными легковушками в 20% случаев, у внедорожной техники этот показатель переваливает за 50%.
Проведенный американцами еще в 2003 году тест (NHTSA) показал, что как минимум 26 моделей кроссоверов и внедорожников при входе в поворот на скорости в 80 км/ч имеют 20-34% вероятность переворота, у большинства же легковушек она менее 15%.
К слову, устойчивость может стать одним из козырей электромобилей, где в нижней части расположен самый тяжёлый элемент батареи.
В завершении хотелось бы отметить, что если вы постоянно эксплуатируете авто в условиях грунтовок, то показатели геометрической проходимости, клиренса действительно важны. Однако, если с подобными дорогами встречаетесь редко, пользы от дорожного просвета не будет, а будет только некоторая потеря безопасности и зачастую повышенный расход топлива.
Из личного опыта, автору доводилось ездить по грунтовке средней паршивости в автомобиле с клиренсом 140 мм. Да, было несколько легких зацепов днищем и скорость оставляла желать лучшего. Автомобиль с просветом в 160 мм шел по этой дороге пусть и не слишком шустро, но более уверенно. Показатель же в 180-190 мм, по мнению автора, является вполне достаточным для среднестатистического паркетника, кроссовера. Хотя, как уже отмечалось в начале статьи, учитывать нужно и другие конструктивные особенности автомобиля.