Найти тему
Лабиринты времени.

Древний культ быка 2.

Существует ещё одна тенденция почитания быка, имевшая место на территории расселения славян. Это традиция почитания быка как животного посвященного богу Велесу. Издревле Велеса представляли огромным быком (лосем) . Этот образ отсылает нас к космогоническому мифу северной традиции, где лось является животным сотворившим вселенную и первых людей. Это ценное промысловое животное было залогом существования охотничьих племен, поэтому закономерным является его почитание и дальнейшее обожествление. В культе Велеса соединились традиции почитания медведя и быка (тура, лося). Эти животные , издавна , были тотемами охотничьих племен. При дальнейшем развитии , религиозная традиция объединила их почитание в культе  Скотьего бога. На заре нашей эры уже сформировался взгляд на Велеса, как на бога преисподней, бога подземного мира и обратившись к данным археологии мы можем увидеть следы многочисленных святилищ предназначенных для отправления ритуалов и совершения жертвоприношений этому богу. Существует интересный парадокс — ученые-археологи говорят о наличии весьма ограниченных свидетельств почитания средневековыми горожанами богов верхнего мира , относящихся к небесному пантеону. При этом в археологических материалах присутствует огромное количество вещественных находок, говорящих о почитании бога подземного мира. Ученые так же говорят о том , что в северных областях России , культ Велеса был распространен , именно , в дружинной среде , где казалось бы должен был почитаться Перун . Такие факты опровергают теорию о том что только Перун был дружинным богом и богом военной аристократии, а Велес противопоставлялся ему , как бог всего простого народа. Может быть в Киеве дело обстояло именно так, но в северных провинциальных городах , Велесу поклонялись все сословия включая дружинников. В жертву же богу подземного мира приносили именно быков или лосей. Эту ритуальную традицию можно проследить используя данные археологических раскопок, проведенных в Новгороде и других северных городах. В. В. Седов исследовал в Новгороде остатки языческой братчины. Он дал описание ямы с двумя бычьими черепами на дне . Рядом с ними , по описанию археолога , " лежал деревянный ковш, перевернутый вверх дном". Расположение жертвенника в яме говорит о том, что жертва предназначалась богу подземного мира . О том же говорит и перевернутый ковш. Вообще же братчины в эпоху двоеверия  были популярны на территории всей лесной зоны России, от Новгорода Великого до Новгорода Нижнего. В письменных памятниках доминируют сведения о братчинах Никольских, а они напрямую связаны с нижним миром и Велесом, который в результате христианского влияния превратился в святого Николая-угодника. Именно поэтому Новгородское жертвоприношение сделано в яме: оно было адресовано в Преисподнюю, то есть Николе-Велесу. Подобные находки ученые относят к периоду с девятого по двенадцатый век и география их достаточно широка. А. Н. Башенькин описывает квадратную жертвенную яму с рогатым черепом лося в Вологодском крае. Во Владимире , М. В. Седова указывает на похожую прямоугольную яму со следами аналогичного жертвоприношения. В центре средневекового города Плёс было раскопано святилище Велеса. Центральную часть капища составляла яма правильной, почти квадратной формы, длиной 2,3 метра и шириной 2,1 метр , которая была четко ориентирована по сторонам света . Стенки ямы были отвесными и носили следы воздействия сильного огня. Заполнение ямы также говорило о том , что в ней разводились большие костры и это происходило многократно. Наиболее четкими , ученые считают, следы первого жертвоприношения и по этим следам есть возможность воссоздать в ,общих чертах , ход ритуала . П. Н. Травкин в своей книге « Язычество древнерусской провинции . Малый город» ,так описывает жертвоприношение Велесу : " В начале священнодействия на дне ямы был разведен костер . Он был настолько сильным , что довёл суглинистые стены ямы практически до состояния керамической посуды, глубина обжига стенок достигла трёхсантиметровая . К тому моменту , когда от костра остались одни угли, на них были помещены  те части жертвенного животного , которые непосредственно предназначались Богу . Судя по сохранившимся фрагментам костяка , жертвенным животным оказался крупный лось- самец с мощными рогами. Мясо его , как требовал обычай , сварили и съели участники ритуального пира. А на раскаленные угли жертвенного костра, в центре ямы были помещены , и в процессе раскопок прослежены в сильно перегоревшем состоянии , голова и конечности лося ( от копыта до колена). По остаткам же было видно , что рога животного отделили от черепа и , надрубив , поломали на части... Положив Богу ритуальную еду и питье , участники праздника позаботились о ритуальном же " запирании" жертвенного места. На сгоревшие кости была брошена связка из 13 ключей , в юго- западный угол ямы — тесало и точильный брусок. В непосредственной близости от костей и ключей оказались также две глыбы железного шлака, с достаточно большим содержанием железа и весом в три и девять килограммов. Кроме того , в юго- восточном и юго-западном углах ямы были найдены плохо сохранившиеся фрагменты навесного замка или даже нескольких замков. В кострище же оказались обломки домонгольской "курганной" керамики: возможно, битье посуды и сбрасывание её обломков в яму были таким же непременным атрибутом обряда , как и при похоронах в раннем средневековье... В завершение в свежую засыпку ямы был положен или даже воткнут топор, чем, вероятно, была поставлена символическая точка в обрядовом действе." Описание этого ритуала еще раз показывает хтоническую природу Велеса и принадлежность ему лося (быка), как жертвенного животного .  

Хотелось бы  рассказать еще об одной археологической находке. На территории расселения радимичей - в деревне Улазовичи на реке Ипуть были обнаружены крупные металлические подвески с изображением головы быка в середине круга. На лбу быка нанесен двойной треугольник, опущенный углом вниз. Вокруг головы размещены семь схематических фигур : три между рогами, и по две — по бокам от головы . Аналоги таких находок известны по Владимирским курганам. (Б. А. Рыбаков 1987) . Академик интерпретировал изображение на подвесках, как голову быка окруженную женскими фигурами. Однако существует и другая трактовка этой композиции , согласно которой вокруг головы Велеса расположены звезды созвездия Плеяд, называвшиеся у славян в древности – Волосыни . Наши предки считали их женами Велеса и связывали созвездие именно с ним. В средние века о созвездии Плеяд  говорили , это Велес почесался и волосья оставил. Таким образом Скотий бог, являясь хтоническим божеством , имел свое отражение на небе .

Наука
7 млн интересуются