Найти тему
Ритм Евразии

«Умный город». Послесловие к «Российской энергетической неделе»

Перевод коммунального транспорта на газомоторное топливо, капитальный ремонт и реновация жилого фонда, модернизация коммунальных сетей и электрической генерации, а также цифровизация городской инфраструктуры – все эти темы обсуждались 2-5 октября на форуме «Российская энергетическая неделя» (РЭН-2019).

Мероприятие получилось репрезентативное: 10,5 тыс. участников и более 200 компаний из 80 стран мира. Но особо отрадно, что дискуссии не ограничивались искусственной экологической рамкой, а всесторонне моделировали развитие городской энергетики будущего.

-2

Будущее – за энергосберегающими технологиями

Главные изменения ожидаются даже не в генерации, а в потреблении энергии, где, по словам выступившего на форуме Владимира Путина, «сосредоточен огромный резерв». «По некоторым оценкам, повсеместное внедрение «умных сетей» в мире может на четверть снизить ежегодные потери в этой сфере, – отметил глава Российского государства. – Россия активно применяет цифровые решения в энергосетевом комплексе. Запущены пилотные проекты «умных сетей» в Калининграде, Уфе, Белгороде».

Особо интересен опыт последнего из упомянутых регионов. 5 августа в Белгородской области открыта первая в России подстанция без персонала, программные комплексы которой полностью интегрированы с устройствами автоматизированной системы диспетчерского управления.

В контексте разговора об «умных сетях» речь, прежде всего, идёт о городах, которые занимают 2% поверхности Земли, но на которые приходится 55% мирового населения, 75% потребляемой энергии и 80% выбросов CO2. «Умный город» – это не только новшества в выработке и потреблении электричества, но и энергоэффективность городской инфраструктуры (освещение, энергоёмкость муниципальных зданий, инженерных конструкций), цифровизация системы управления коммунальным транспортом, а также снижение показателей загрязнения воздуха. Эти технологии позволят не только сэкономить громадные ресурсы, но и реально улучшить качество жизни городского населения.

Цифровизация управления транспортом приведёт к росту его использования в 2-3 раза при сокращении трафика на 25-30% и сокращении среднего времени пути от места жительства до работы в 2-2,5 раза. «Внедрение интеллектуальных счетчиков электроэнергии с дистанционным снятием показаний позволит улучшить качество обслуживания, снизить коммерческие потери у сетевых компаний… В перспективе станут востребованными технологии индивидуального автоматического погодного регулирования. Экономия тепловой энергии при их внедрении составляет 20-30%», – объяснил на РЭН-2019 замминистра энергетики Антон Инюцын. Планы серьёзные, до 2030 года «Россети» планируют самостоятельно поставить 22 млн. «умных счётчиков», что значительно снизит потери в сети.

Успешных прецедентов достаточно. «Эталоном экологически умного города считается Сингапур. В нем многие дома оснащены солнечными панелями и различными датчиками контроля, а улицы – вакуумными мусоросборниками. В Японии и вовсе построили умный город с нуля: в домах Фудзисавы почти вся техника (включая стиральные машины) – энергосберегающая… Конечная цель всех этих зеленых новаций – минимизировать неблагоприятные для горожан экологические эффекты, делающие жизнь людей в городе стрессовой, некомфортной», – рассуждает представитель Института трейдинга и инвестиций «Феникс» Евгений Удилов.

Среди российских городов самым «умным», безусловно, является Москва. На сегодня она «входит в пятерку самых освещенных столиц мира. Это говорит о том, что мы постоянно работаем, развиваем систему архитектурно-художественной подсветки и наружного освещения. При этом количество осветительных приборов выросло в 1,5 раза за последние 9 лет, а количество потребляемой электроэнергии сократилось в 1,3 раза», – подчеркнул заместитель мэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков на панельной сессии «ТЭК будущего: технологические решения для городов и регионов».

Благодаря активной цифровизации та же тенденция зафиксирована по газу (экономия 30%) и другим ресурсам, а также наблюдается «полное сокращение аварийности в тепло-, водо-, электро-, газосетях за счет системных ремонтов, модернизации тех или иных систем. Если в целом по стране идет износ сетей, то в Москве каждый год на 2,5% идет их обновление», – заявил заммэра.

Жильё и коммунальные сети

Естественно, цифровизация ветхого жилого фонда и аварийных коммунальных сетей не имеет смысла. «Если говорить об энергоэффективности, то старое жилье – самое неэнергоэффективное», – подчеркнул в своём выступлении на РЭН-2019 член комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы Илья Осипов. С другой стороны, отечественное ЖКХ значительно влияет на энергетику страны и обладает огромным потенциалом усовершенствования. «Удельный вес текущего потребления ресурсов в многоквартирных домах в общем объеме произведенных в стране ресурсов составляет в настоящее время 52% по тепловой энергии, 30% – по электроэнергии», – отметил глава наблюдательного совета Фонда ЖКХ Сергей Степашин. Без обновления жилого фонда «умный город» просто не сможет состояться.

Прежде всего, это программа реновации (переселение населения из ветхих зданий), в рамках которой с 2010 года построено 154 энергоэффективных многоэтажек в 37 субъектах РФ общей площадью 266,7 тыс. м². Затраты на коммуналку в таких домах в среднем на 28% ниже за счёт снижения потерь в сетях. Жильцы платят только за фактически потреблённые ими ресурсы, что позволяет им рассчитываться в полном объеме и в срок, а местным бюджетам экономить значительные средства. К примеру, по Якутии эта цифра уже достигла 17 млн. руб. в год.

-3

Плохо, что весь новый энергоэффективный жилой фонд «составляет лишь 1,7% от общей площади расселенного аварийного жилья за время реализации программы», подчеркнул С. Степашин. Этого явно недостаточно.

Проблема в том, что применение современных технологий и материалов ведёт к удорожанию строительства на 7–12%, тогда как одним из главных приоритетов государства в этой сфере является экономия бюджетных средств. Решить её депутат Думы предложил за счёт Фонда ЖКХ, предусмотрев траты до 5 тыс. руб./м² на применение технологий энергоэффективности, которые должны стать обязательным элементом реновации. Кроме строительства с нуля, И. Осипов призвал «активно говорить о капитальном ремонте. Потому что добиться устойчивого сокращения аварийного жилья можно только не допуская, чтобы оно становилось аварийным».

Вторым ключевым моментом дискуссии стали коммунальные сети, которые зачастую находятся в ещё более аварийном состоянии. Здесь первым делом нужно переходить на закрытую схему теплоснабжения и устанавливать повсеместные индивидуальные тепловые пункты (ИТП), считает директор по экономике и тепловым узлам ПАО «Т Плюс» Александр Вилесов. Это позволит снизить аварийность, материальные расходы на теплоизоляционные и строительные материалы (на 25%), капиталовложения в теплосети благодаря сокращению длины трубопровода (в 2 раза), потери тепла при транспортировке (в 2 раза) и количество электроэнергии, необходимое для подачи теплоносителя в квартиру (на 25-40%). Вдобавок автоматизация подачи тепла и горячей воды позволяет сэкономить до 15% тепловой энергии, что в комплексе ощутимо снижает сумму платёжки.

Успешные примеры уже есть. Реализовав два комплексных проекта модернизации коммунальных систем стоимостью 680 млн. руб., Новосибирская область смогла ликвидировать ежегодные областные субсидии муниципалитетам в размере 80 млн. рублей. Попутный эффект – ликвидация долгов за газ и уголь.

Энергоносители

Третьим энергетическим китом города будущего должна стать смена структуры энергоносителей в пользу возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и природного газа. «Сегодня в Москве применяется лучшая система теплоснабжения, которая основана на применении экологичного топлива – газа. Это отражается в тех трендах, к которым следует стремиться: энергоэффективность и экологичность», – считает управляющий директор старший партнер BCG Фердинанд Варга.

Куда более серьезное влияние на экономику муниципалитетов и качество жизни горожан окажет переход на газомоторное топливо, позволяющее не только сэкономить, но и значительно сократить вредные выбросы в атмосферу. В первую очередь речь идёт о коммунальном транспорте, автобусах, которые «могут дать первый толчок той лавине, которая потом, несомненно, захлестнет всю страну», – считает замгендиректора ТД «Нефтьмагистраль» Кирилл Малинин.

Ключевой вопрос – инфраструктура (заправки), со строительством которой, по словам вице-премьера Дмитрия Козака, государство поможет. Ещё один важный момент – это стимулирование разработок более дешёвых и эффективных газовых двигателей. «В ближайшие 5 лет 50 млрд. руб. будут направлены на переоборудование существующего транспорта и расширение линейки новой техники, поддержку спроса на газомоторные автомобили и строительство новых заправочных станций», – добавил А. Инюцын.

* * *

Прошедший в Москве форум «Российская энергетическая неделя» ясно показал, насколько серьёзные вызовы и большие задачи стоят сегодня перед мировой энергетикой. Обеспечение энергетического будущего городов – в их числе и далеко не на последнем месте.

Оригинал статьи размещен здесь

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц