Матах – одна из главных традиций в Армении. Если другие христианские церкви жертвоприношение не признают, то в Армении матах остается проявлением веры. И, хотя традиция и не является церковным обрядом, начинается она обычно с освящения соли в храме.
Слово «матах» произошло от «матуцанел ах», что означает «вознести соль». Через жертвоприношение армяне благодарят Бога. Жертва может быть как растительной, так и животной. Смысл матаха заключается в том, чтобы раздать продукт (мясо, хлеб, неважно) тем, кто нуждается, устроить благотворительную трапезу и сделать это от души.
Растительная жертва –обычно лаваш. Он должен быть приготовлен особенным образом: мука должна быть собрана в семи домах, лаваш выпекается без соли и раздается в семь домов, где в хлебе нуждаются.
Но чаще всего в жертву приносят именно животное – петуха или барана. Животное должно быть мужского пола, быть здоровым, не иметь увечий. Перед забоем животное нужно накормить солью. Голова и внутренности предаются земле, чтобы они не могли стать пищей для других животных. Мясо можно только варить, добавляя в него все ту же освященную соль, запрещается изготавливать из него другие блюда.
Соль символизирует очищение. Считается, что когда Адам совершил грех, земля была проклята. Благословляя соль, священник очищает ее, и, вкушая соль, животное тоже очищается. Никаких обрядов с кровью матах не подразумевает, животное нельзя приводить в церковь. С точки зрения храма жертвоприношение заключается именно в раздаче пищи очищенного солью животного в дома, где в ней нуждаются.
Суть матаха в пожертвовании – жертва воздается Богу, но реализуется через благотворительность. Армяне благодарят Бога, совершая добро для своих близких: они накрывают стол, приглашают всю семью, близких, соседей, друзей. Обязательно зовут бедные семьи, нуждающихся. Оставшееся мясо ни в коем случае нельзя оставлять дома: барана раздают в 7 домов, петуха – в 3 дома.