До конца сентября до 51,6 тыс. россиян могут потерять работу. Причем, по мнению экспертов, реальные масштабы грядущих увольнений окажутся гораздо значительнее.
Данные о возможных увольнениях представлены в информации Росстата для мониторинга социально-экономического положения субъектов в январе – июле 2019 года.
Наиболее масштабные сокращения запланированы в компаниях, занимающихся обрабатывающими производствами – они собираются выставить на улицу 12,6 тыс. человек. На втором месте по численности тех, кто может лишиться работы, отрасль госуправления и обеспечения военной безопасности, а также социального обеспечения, где без заработка могут остаться 7,7 тыс. специалистов. Следом идет сфера образования, в которой работодатели сообщили о планах расстаться с 5,2 тыс. сотрудников.
«Запланированные сокращения – минимальные с 2016 года [более ранних данных нет – «Фингазета»]. В 2016–2018 годах во втором квартале работодатели сообщали о планах расстаться 78,5 тыс., 58,2 тыс. и 57,1 тыс. сотрудников соответственно», говорится в материалах статистического ведомства.
По словам представителя Минтруда, увольнение 51,6 тыс. человек нельзя назвать массовыми – речь идет о менее чем 0,1% рабочей силы в стране.
Напомним, что на сегодняшний день число работоспособных россиян составляет 75,6 млн человек.
Как указывает профессор кафедры управления персоналом финансового университета при правительстве Александр Сафонов, наиболее масштабные увольнения происходят в обрабатывающей промышленности традиционно: такая тенденция сложилась еще с «нулевых» годов. В данной сфере чаще всего внедряют новые технологии и вслед за этим может следовать оптимизация штата компании.
«Очень сильный фактор сейчас – падение реальных доходов населения. Соответственно, снижается потребление, нужно производить меньше товаров и услуг. А потому бизнес может оптимизировать издержки, сократив персонал. Поэтому под ударом и те, кто работает в сфере обслуживания, строительства», – уточняет эксперт.
Вместе с тем, по мнению Сафонова, реальные сокращения гораздо масштабнее статистических, ведь многие работодатели предпочитают расставаться с сотрудниками по соглашению сторон.
«В этом случае можно выплатить работнику лишь один оклад, в то время как при сокращении необходимо выплачивать два оклада, плюс третий, если за первые два месяца экс-работник не трудоустроится на новое место», – напомнил профессор.
В свою очередь глава «Деловой России» Алексей Репик не разделяет опасений Сафонова, более доверяя данным официальной статистики.
«Сокращения, действительно, становятся все менее масштабными», – указывает эксперт.
Причем, по его мнению, это связано не столько с бизнес-интересами и состоянием экономики, сколько с пока продолжающимся сокращением трудоспособного населения – так, по данным Росстата, в июле этого года трудоспособных граждан старше 15 лет было 75,6 тыс. человек, а годом ранее – на 0,4 тыс. больше.
«Гораздо большие опасения вызывают не сокращения, а возможная нехватка персонала», – считает Репик.