Триптихи, посвящённые казни Иисуса на кресте, были написаны Питером Паулем Рубенсом после его почти десятилетнего путешествия по Италии, где его покорило искусство Микеланжело и Леонардо да Винчи, а также Корреджо и Тициана.
В 1608 году у художника неожиданно умирает мать, и он возвращается из Италии, чтобы поступить на службу к эрцгерцогу Альберту и инфанте Изабелле, правящими во Фландрии от имени испанской короны… Начинается антверпенский период творчества художника.
Успех и слава пришли к Рубенсу довольно скоро, и особенно понравились публике Антверпена два триптиха – "Воздвижение креста" и "Снятие с креста".
Остановимся подробнее на первом.
Идея первого триптиха возникла у Рубенса ещё в Италии, и в картине заметны явные следы итальянского влияния.
Как правило, художники изображают распятие уже свершившимся. Однако Рубенс в своей картине делает нас свидетелями воздвижения креста и самого начала казни Господа.
Мы видим титанические усилия людей, поднимающих крест. Их напряжённые мышцы, сверкающие латы, красные одежды сливаются перед нами воедино, чтобы показать порыв, соединяющий людей и природу.
Предгрозовое небо, мечущиеся пятна света на лицах и телах людей создают ощущение тяжёлой напряжённости, скрытой опасности.
Тянущие крест люди – а люди ли вообще? Не многорукое ли, многоногое чудовище?.. Не гигантская ли волна, поднимающая Иисуса над толпой и открывающая Его ей?
Основное движение, какое мы видим на картине – это подъём. Горизонтали и вертикали остаются статичными, в то время как диагонали полны жизни. И основаная диагональ картины, конечно же, Христос.
Его тело, единственное из всех, полностью выхвачено из общего полумрака картины; оно так и сверкает в лучах выглянувшего из-за туч солнца... А вот голову Иисуса и его судорожно сведённые руки художник оставляет в тени, и это роднит Бога с обступившими крест людьми, с теми, кто казнит его.
Иисус смотрит на небо и говорит: "Отче! Прости им, ибо не знают, что делают".
Даже сейчас в его молящем взгляде, кротком смирении мы видим, насколько велика та жертва, что Он приносит за нас…
Неповторимая игра красок, света и тени делает Рубенса признанным гением своего времени.
Однако это ещё не все.
Картина его еще и глубоко символична. Посмотрите на обступивших крест людей: на одном мы видим одеяние красного цвета, на другом – синего. Их появление в картине не случайно, ведь красный и синий – типичные цвета Иисуса Христа, чаще всего связываемые с Ним в живописи.
Два этих цвета символизируют две природы Иисуса – человеческую и Божественную.
Синий – цвет чистоты и непорочности, он напоминает нам о Небе. Красный же - символ крови, пролитой Христом ради нашего спасения.
Лежащая у подножия воздвигаемого креста собака - ещё один символ. В христианстве собака олицетворяет веру и безоглядную готовность к ней, в данном же случае - верность Божиим заповедям. Собаку часто располагают у распятия.
По бокам от основного изображения расположены ещё два. На левом мы видим группу людей, возглавляемую Иосифом и Марией. Все они в разной мере поражены и удручены совершающимся на их глазах действом.
На правом - подготовка казни двух разбойников.
Оба сюжета непосредственно связаны с воздвижением креста. Все вместе они создают единую и очень проникновенную картину.
С 1815 года и по сей день триптих находится в алтарной стене Антверпенского Кафедрального Собора в Бельгии, где его и можно при желании увидеть.
Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.
Если же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)
Читайте также: