Я пишу о людях, чей образ так или иначе отражен в искусстве. Эта статья - о династии купцов Елисеевых, чья фамилия крепко прилепилась к шикарному гастрономическому магазину. Елисеев открыл эти магазины в Москве и Санкт-Петербурге. Бывая на Невском, я обычно заглядываю туда, чтобы полюбоваться интерьером в стиле модерн. Иногда что-то покупаю, но это не цель. Просто хочется ощутить ауру места.
На портрете неизвестного мне художника весьма реалистично изображен пожилой мужчина с окладистой седой бородой и волосами на пробор - Степан Петрович Елисеев. Он одет дорого, но скромно. Взгляд умный, пронзительный. Довольно типичное лицо русского купца XIX века, представителя второго поколения богачей, отец которого, вложив накопленные копейки в какое-то дело, пошел вдруг в гору и сумел дать сыновьям образование и передать им успешный бизнес.
Отец Степана - Петр Елисеевич Касаткин, работал садовником. Был он, понятное дело, крепостным крестьянином. Грамоты не знал. Но природная сметка и талант бизнесмена сделали свое дело. Петр выкупил себя, переехал в Петербург и начал торговать там апельсинами. Сперва с лотка, потом открыл магазин фруктов на Невском. Дело ширилось. К нему привлекались братья и сыновья.
Интерес к экзотическим продуктам в начале XIX века был большой, и Касаткины начали торговать не только фруктами, но и бакалеей. Там были заморские продукты - чай, кофе, трюфеля, анчоусы, ром и т.д. Все - свежее и высокого качества. К покупателям относились уважительно. Чтоб обмануть - ни-ни! Поэтому и их уважали. Семья богатела. Петр Елисеевич стал купцом третьей гильдии и сменил фамилию на Елисеев.
Когда он умер, сыновья получили уже миллионное наследство. Двое из них, Степан и Григорий основали торговый дом "Братья Елисеевы". Они продолжали продавать высококачественные продукты, но особой гордостью были их винные запасы.
В 1874 году Торговый дом Елисеевых стал поставщиком царского двора. Богатство и известность росли, равно как и обороты бизнеса. После смерти Степана Петровича его сыновья вышли из дела, они могли себе позволить занятие по вкусу. Бизнес перешел к сыновьям Григория Петровича - тоже Григорию и Александру. Однако они что-то там не поделили, и Александр ушел из торговли в финансовую сферу. Владельцем Дома в 32 года стал Григорий Григорьевич. При нем дело достигло наивысшего расцвета.
Именно он построил знаменитые магазины в Москве и Петербурге, привлек к этому лучших архитекторов и дизайнеров, творивших в стиле модерн. В этих магазинах особенностью было то, что в одном месте можно было купить самые разные продукты. Для нас сейчас это обычное дело, а тогда удивляло и поражало. Людям привычнее были небольшие лавки, которые специализировались на одном виде товаров.
У Елисеева было шестеро детей. И, надо же такому случиться - никто из них не захотел продолжать семейное дело! Все дети имели свои интересы, получили прекрасное образование и не рвались работать в торговле.
Тогда Григорий Григорьевич перестал финансировать их. Но деньги им давала мать - тоже миллионерша. Семейный раскол нарастал. Григорий ушел в загул, а потом встретил красавицу Веру, жену ювелира, и влюбился насмерть. Его жена не могла пережить такое предательство. Трижды она покушалась на самоубийство, и в третий раз ей удалось довести задуманное до конца.
Все сыновья в знак протеста отказались от наследства. На похороны неверный муж не пришел и вскоре женился на Вере. Тогда сыновья прервали с ним всякие отношения. Когда Елисеев внес имя новой жены в почетную часть дворянской родословной книги, сыновья отказались и от дворянства. С отцом осталась только дочь, 15-летняя Маша. Отец держал ее буквально взаперти, но братья придумали хитроумную операцию и выкрали ее. Впрочем, она этого хотела.
Суд шел три года - до 1917 года. И тут произошла революция. Елисеев потерял все. Он уехал в Париж, где умер в глубокой старости. Судьба детей сложилась так:
Григорий был врачом. Из России не уехал. Был расстрелян в 1937 году. Николай уехал в Париж, работал там журналистом. Сергей был ученый-японист, преподавал в университете. В 1920 году уехал из России, жил сперва во Франции, потом переехал в США и работал в Гарварде, основал там школу японистики. Маша (Мариэтта) пережила смерть жениха, белого офицера, которого утопили в барже. Потом вышла замуж за другого, прожила тихую жизнь в коммунальной квартире. Мало кто знал, что эта скромная женщина-водитель была когда-то наследницей несметного состояния.
Что стало с двумя другими сыновьями, не знаю. Скорее всего, погибли в огне революции и войны.
Почитайте еще на моем канале:
Англичанка, придумавшая доктора Франкенштейна и созданного им монстра
Гай Цильний Меценат: почему имя этого человека стало нарицательным
На канале мужа:
Трагедия Ахилла: герой, носивший свою уязвимость на собственной пятке