Вся СХЕМА уголовного дела - размещена здесь
Что делать если дело еще не дошло о суда, но уже всё «идет не так».
На следователя/дознавателя можно пожаловаться и для этого есть два механизма – судебный и несудебный.
Судебный механизм обжалования предусмотрен ст.125 УПК – и это отдельная тема. Механизм и нюансы обжалования в порядке ст.125 УПК смотрим здесь.
А здесь мы разберем несудебный механизм – т.е. жалоба прокурору или начальнику следственного органа.
Жалоба в порядке ст.124 УПК
Как и в случае с порядком 125 УПК – такая жалоба подается на действия или бездействие следователя или дознавателя в тех случаях, когда дело еще не передано в суд.
Для порядка 124 УПК нет жестких требований в части того, на что именно можно жаловаться.
Например, для судебного порядка (ст.125 УПК) установлен довольно четкий перечень того, на что можно жаловаться, а на что нельзя.
Перечень того, на что можно жаловаться установлен в п.2 Пленума о жалобах в порядке ст.125 УПК. А то, на что жаловаться нельзя установлено в п.3-3.1 того же Пленума.
К слову сказать, в судебном порядке нельзя пожаловаться на то, что следователь не хочет проводить какое-то следственное действие (например, допросить кого-то). Логика такая, что это дело следователя – определять, что и как ему расследовать и суд ему тут не указ.
А для порядка ст.124 УПК такого требования нет – тут все зависит от усмотрения прокурора или начальника следователя (захотят – заставят).
Но в целом – логика обжалования та же, что и для судебного порядка.
Механизм жалобы
Порядок подачи жалобы на следствии и дознании разные.
Подробнее в схеме, но если обобщить:
- для дознавателя и начальника органа дознания прокурор - это указ (он может давать им обязательные указания и отменять их постановления). А для следователя и начальника следственного органа - прокурор не указ (он может давать им только предписания, с которыми они могут не согласиться). Хотя и следствию прокурор может неплохо «попить кровь» в определенным моментах – в частности, при утверждении обвинительного заключения.
Прокурор в итоге может «продавить» свои требования к следователю – но для этого прокурору потребуется пройти многоступенчатую схему спора с руководителем следственного органа.
Схема этого спора такова: если следователь (а вернее, его начальник) представление прокурора не воспринимают и реагировать на него не хотят, то прокурор может только идти жаловаться дальше, т.е. к вышестоящему начальнику начальника следственного органа. Если и тот бедного прокурора «отфутболивает», то жаловаться можно еще дальше – Председателю Следственного комитета РФ. Ну а если уж и там прокурор сочувствия не находит, то жалоба уходит к Генеральному прокурору РФ (ч.6 37 УПК). Суть схемы – прокурор не может сразу обратиться «за правдой» к своему главному боссу (Генеральному прокурору), сначала нужно со своей жалобой обойти всё руководство «конкурирующей фирмы», т.е. Следственного комитета. Таковы реалии – прокуратура и следственный комитет органы разные, они вроде делают общее дело, но, зачастую, имеют серьезные противоречия.
Жалобу прокурору проще всего подавать в отношении дознавателя, так как прокурор имеет полномочия напрямую отменять решения только дознавателя (п.6 ч.2 37 УПК). Для дознавателя и его начальника требования прокурора обязательны.
В отношении же следователя таких полномочий у прокурора нет (а есть только у начальника/руководителя следственного органа (СО).
Прокурор не может напрямую приказать следователю как поступить. У прокурора есть только косвенные правомочия (п.3 ч.2 37 УПК) потребовать устранения нарушений (подать представление). И с этим представлением его могут «отфутболить». Возможно, после этого между следствием и прокуратурой начнутся свои «тёрки» (прокурор ведь тоже имеет механизмы того, как напакостить следствию) – выгодна такая «война» подателю жалобы или нет, зависит от конкретной ситуации.
Жалоба в порядке ч.1 124 УПК рассматривается в течение 10 суток.
Важно: в названии жалобы нужно указывать, что она подается именно в порядке 124 УПК. Прокуратура «любит» считать такие жалобы обычными жалобами в госорган и применять к ним общий срок из закона «О рассмотрении прав граждан» (30 дней), а не срок из УПК (10 суток).
Никакой формализованной процедуры рассмотрения жалобы не существует, заявитель вообще участия в ее рассмотрении не принимает, никто его никуда не вызывает.
Если прокурор/начальник СО в жалобе отказал – то этот его отказ сам по себе в суд не обжалуется – обжалуются первоначальные действия следователя (т.е. то, на что жаловались прокурору/начальнику СО). Обжалование отказа прокурора в удовлетворении жалобы производится либо в суд (п.3 Пленума № 1) либо вышестоящему прокурору/начальнику СО.