«Я поспорил в декабре 1991 года с корреспондентом Washington Post в Москве о том, что через полгода Москва будет наполнена обменными пунктами. На шампанское. Он сказал, что это абсолютно невозможно, у вас там 70 лет вообще никто этого не делал, это невозможно, этого не будет», - сказал Председатель совета директоров Альфа-банка Петр Авен.
Действительно, в 1991 году никто не верил, что в нашей стране появятся первые обменные пункты. Причем скепсис был не только у зарубежных экспертов, но и Государственной думе. Авен, еще будучи главой Министерства экономических связей РФ, пришел в Государственную думу с конкретной инициативой, согласно которой можно будет взять и обменять рубли на доллары. Конечно, сейчас для нас это кажется смешным, ведь обменных пунктов множество да и практически все финансово-кредитные организации предоставляют услуги по обмену валют. Но в то время депутаты откровенно смеялись над предложением Петра Олеговича и обвинили его в сумасшествии. Ведь если все ринуться конвертировать рубли в доллары, то это же на всех самих долларов не хватит!
«Это была абсолютная такая вера в то, что может быть единый курс - у нас реально единый курс появился летом 1992 года. То, что сейчас кажется очевидным во всех сферах жизни, не только в плане экономического существования, тогда казалось совершенно другим», - уточнил Авен.
Небольшая историческая справка: 1 июля 1992 года в России был введен свободный курс рубля. Вскоре и Банк России принял решение уравнять биржевой курс доллара с официальным, повысив его с 56 копеек за доллар до 125 рублей. За этим последовало размещение и начало популяризации обменных пунктов валюты для всех граждан нашей страны.
Но тут мы невольно вспоминаем статью 88 УК РСФС «Нарушение правил о валютных операциях», которая включала в себя уголовное преследование за осуществление операций с зарубежной валютой. Лишение свободы могло осуществляться на срок от 3 до 5 лет, подразумевая конфискацию имущества и даже смертную казнь. Парадоксально, но, как и всегда бывает в нашей стране, драйвер экономического роста либо тесно связан с уголовной ответственностью, либо и вовсе пресекается ей. Лишь в 1994 году данная статья была окончательно отменена.