Найти в Дзене

От Мурата Тхагалегова до Matrangа

Еще недавно главными героями молодежи на Северном Кавказе были шансонье, певшие про «карие глаза» Мурат Тхагалегов и Эльбрус Джанмирзоев. Но минуло всего несколько лет, и теперь в топе совсем иная музыка – модные рэперы MiyaGi, Эндшпиль и Matrang, которых хвалят и рядовые слушатели, и серьезные критики. 

«Едем, едем в соседнее село...» 

Еще недавно Северный Кавказ в музыкальном плане ассоциировался исключительно с легковесной эстрадой.Прогремела она на просторах страны благодаря телеканалу «Девятая волна», который принадлежит бизнесвумен из Карачаево-Черкесии Людмиле Каитовой и кисловодскому предпринимателю Гаспару Язджяну. 

Главная звезда «кавказской» поп-музыки – это Мурат Тхагалегов, биография которого – похоже, готовый сценарий для голливудской мелодрамы. Работал в Нальчике на бетонном заводе, а по вечерам ездил к знакомому на домашнюю студию звукозаписи. Отправил их в продюсерский центр в Москву, там молодого певца заметили и согласились «раскручивать». 

Фрагмент клипа на песню "За тебя калым отдам"

В 2012 году Тхагалегов взорвал российские хит-парады песней «Калым», которая до сих пор остается его визитной карточкой. 

Года спустя, на волне всеобщего успеха, Тхагалегов записал еще один хит «На дискотеку». Ну помните: «Едем, едем в соседнее село на дискотеку, едем, едем на дискотеку со своей фонотекой». 

Кадр из клипа на песню «Едем, едем в соседнее село на дискотеку, едем, едем на дискотеку со своей фонотекой».

В дуэте с ним спел Султан Хажироко (он же Султан Ураган) – в то время министр молодежной политики Кабардино-Балкарии. Он же, кстати, еще и снял забавный клип на песню, который на YouTube набрал 80 миллионов просмотров! Хажироко вскоре попробовал себя в «большом» кинематографе: снял первый кавказский мюзикл «По небу босиком» – причем он был режиссером, автором сценария, монтажером и автором всех песен. 

-2

Кадр из видеоролика «По небу босиком»

А вот звезда Мурата Тхагалегова так же высоко больше не подымалась. Были новые песни, но куда менее успешные – «Казанова», «Темная ночь», «Одинокий волк», «Душа бандита»... До сих пор певец – в постоянных гастролях, правда, выступает чаще в провинциальных ДК и ресторанах. 

«Девятая волна» дала путевку в жизнь еще целому поколению молодых певцов, среди которых Эльбрус Джанмирзоев (азербайджанец, живущий в Дагестане), Эльдар Далгатов и Тимур Темиров (кумыки), Анжелика Начесова, Азамат Биштов и Магамет Дзыбов (адыги)... Есть, конечно, еще и множество других исполнителей, популярные более локально. Все потому, что мотивчики у песен очень похожи. С закрытыми глазами легко спутать певцов и певиц, которые восхваляют «карие глаза» и «сладкие губы». 

«Я поглощаю текилу, сегодня я тамада» 

Пока на Северном Кавказе медленно закатываются вчерашние поп-звезды, наступает новая музыкальная эра – рэпа. Еще недавно министерские чиновники (не говоря уже про религиозных лидеров) в консервативных республиках считали «музыку улиц» маргинальной и противоречащей традициям. 

Но это не мешало чеченскому лидеру Рамзану Кадырову водить дружбу с самым, пожалуй, известным рэпером страны – Тимати, который в 2014 году получил звание «Заслуженный артист Чечни». 

-3

Тимати случайно съел бургер без Рамзана Кадырова и пошутил, что возможно, его видят в последний раз

Правда, местных ярких и самобытных рэперов на Северном Кавказе почти не было. Можно вспомнить (да и то с трудом) лишь нескольких имен. Скажем, Тимаро (он же Тимур Умаров) из Дагестана записал неофициальный гимн футбольного клуба «Анжи». Пытался раскрутиться в Москве ингуша Idreezy (Идрис Белхороев), который записал песню «Зажигай» специально к Сочинской Олимпиаде 2014 года. 

Сейчас же вся страна знает, кто такие это MiyaGi и Эндшпиль. Они оба родом из Владикавказа, где еще недавно были известны под совсем другими, не такими звучными, именами – Азамат Кудзаев и Сослан Бурнацев. 

Музыкой начали заниматься еще в школе, потом быстро раскрутились в соцсетях, а в 2016 году объединились в дуэт и выпустили альбом Hajime (в переводе с японского это слово 

означает «первый шаг»). Записали они свой главный хит «Тамада», который поначалу звучал изо всех машин с кавказскими номерами, а потом – уже из каждого утюга.

«Снова в мире пустота, а в медузе осьминог» 

Осетинские рэперы быстро «зазвездились», и перебрались из родного Владикавказа в Санкт-Петербург. Сейчас они действительно считаются большими звездами: дают концерты по всему СНГ и выпускают модные клипы с полуголыми девушками, которые крутят по национальным каналам. 

Клип на песню I Got Love (ее осетины записали с рэпером Рем Дигга) на YouTube посмотрели уже 140 миллионов раз. Музыкальные критики хвалят их за модное звучание, а сами парни скромно признаются, что продюсера у них нет – якобы пробиваются на вершины чартов сами. 

-5

Кадр из клипа на песню "I Got Love"

А вот другой осетинский самородок Matrang (Алан Хадзарагов) сейчас выступает под крылом рекорд-лейбла Gazgolder, который принадлежит Басте. Пел в республиканском детском хоре «Арион», из которого затем ушел и с 17 лет стал заниматься рэпом. Как и MiyaGi с Эндшпилем, публиковал записи в социальных сетях – так и раскрутился. 

Ну а вы вкурсе что медуза исполняет тоже кавказский певец? Пишите в комментарии, подписывайтесь на канал.