Найти в Дзене
Ситх-искусствовед

«Самсон и Далила» Рубенса

Питер Пауль Рубенс — тот ещё затейник, и даже каноничные библейские сюжеты он умудрялся выставлять так, что историки искусства до сих пор ломают голову над его тайными месседжами, которые он оставлял в своих полотнах.

«Самсон и Далила» (1609)
«Самсон и Далила» (1609)

Сегодня мы поговорим о его монументальной работе, одной из самых ярких и по сюжету, и по исполнению работ — картине «Самсон и Далила» (1609 год), хранящейся в Национальной галерее Лондона. Кто кого домогался и было ли соблазнение, будем разбираться.

Автопортрет Рубенса
Автопортрет Рубенса

Итак, главный герой, как вы догадались, — Самсон. Да-да, тот самый мускулистый богатырь. Он не пьян, как думают некоторые зрители, не разобравшийся в сюжете. Он спит. Подвиги Самсона описаны в библейской Книге Судей. История-то на самом деле грустная.

Фрагмент картины. Самсон
Фрагмент картины. Самсон

Народ Самсона уж очень страдал от порабощения филистимлянами. Самсон был вынужден расти среди рабского унижения и гонений и решил отомстить недругам, что ему удалось — юноша совершает множество мини-побед в схватках над филистимлянами.

Самсон носил длинные роскошные волосы, служившие источником его необычайной силы и божественной мощи. Но юношу соблазняет коварная (а по картине и полуобнаженная) филистимлянка Далила (в русской вариации — Далида). Бойкая девица продалась филистимлянским военачальникам, пообещав за золото узнать, в чём сила Самсона. Попыток харрасмента (притом, по-видимому, со стороны девушки!) было три, и наконец бедный Самсон сражён, соблазнён, а секрет выведан!

Фрагмент картины. Далила
Фрагмент картины. Далила

«И усыпила его [Далида] на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его.»

— Книга Судей

Как и обещала, грустный финал: сраженный и лишившийся силы Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплён, закован в цепи и брошен в темницу.

А вот вам и одно из тайных посланий, которое нам оставил Рубенс и о котором искусствоведы догадались далеко не сразу. В нише на втором плане обратите внимание на статую римской богини любви Венеры с Купидоном, так вот наклон головы ее повторяет позу Далилы.

Еще любопытно то, что в своих работах на библейский сюжет Рубенс полностью убирает религиозную составляющую. То есть режиссирует по-своему! Так, например, одна из героинь — старуха-сводница, ее нет в библейском тексте.

Фрагмент картины. Старуха
Фрагмент картины. Старуха

Ещё один месседж. Рубенс переносит место действия в бордель. У Далилы красное платье, заметили? Оно есть символ страсти и дальнейшей кровавой развязки.

Ставьте лайк, если вам было интересно. Подписывайтесь на канал, впереди много интересного!