1. Ноль за поведение / Zero de conduit, Франция, 1932, Жан Виго
Полное авторское название «Ноль за поведение: Молодые дьяволята в колледже» . Бунтарское, озорное кино - протест против казёнщины и тупости.
2. Вампир: Грёза Аллена Рея / Vampyr – Der Traum des Allan Grey, Франция, Германия (реж. Карл Теодор Дрейер)
Удивительное кино, которое после выхода игнорировали эстеты, а режиссёр из-за пренебрежительного отношения попал в лечебницу с жалобой на психическое расстройство. Спустя годы фильм оценили как один из наиболее оригинальных, атмосферных созданий дрейеровского гения. В 1972 году Альфред Хичкок назвал «Вампира» единственным фильмом, который стоит посмотреть дважды. Его называл среди своих любимых фильмов Луис Бунюэль.
3. Голубой свет / Das blaue Licht, Германия (реж. Лени Рифеншталь)
Первая режиссёрская работа Лени Рифеншталь. «В „Голубом свете“ я, словно предчувствуя, рассказала свою позднейшую судьбу: Юнта, странная девушка, живущая в горах в мире грез, преследуемая и отверженная, погибает, потому что рушатся её идеалы — в фильме их символизируют сверкающие кристаллы горного хрусталя. До начала лета 1932 года я тоже жила в мире грез… "
4. Экстаз / Extase, Чехословакия, Австрия (реж. Густав Махаты)
Мелодрама известного чешского режиссёра. Фильм вошёл в десятку самых известных фильмов Чехословакии довоенного периода.
5. Я беглый каторжник / I Am a Fugitive from a Chain Gang, США (реж. Морвин Ле-Рой)
Значительный, яркий криминальный триллер. Лента получила три номинации на премию «Оскар» — за лучший фильм, лучшую мужскую роль (Пол Муни) и лучшую запись звука (Натан Левинсон), а в 1991 году была включена в Национальный реестр фильмов.
6. Уродцы / Freaks, США (реж. Тод Броунинг)
Скандальное кино. В бродячей цирковой труппе вместе с «нормальными» актёрами выступают люди с экстремальными отклонениями в физическом развитии. Современники оказались не готовы к предложенному Броунингом уровню откровенности. Никакие цензурные сокращения не могли спасти «Уродцев» от провала в прокате. Только в 1961 году фильм был заново открыт и сразу же стал культовым.
7. Лицо со шрамом / Scarface, США (реж. Говард Хоукс)
Классический американский гангстерский фильм, послуживший эталоном для последующих фильмов этого жанра.
8. Шанхайский экспресс / Shanghai Express, США (реж. Джозеф фон Штернберг)
Знаменитая мелодрама с Марлен Дитрих и Клайвом Бруком. В фильме рассказывается о том, как самая известная белая проститутка и авантюристка Китая по прозвищу Шанхайская Лили (Марлен Дитрих) встречает в поезде своего бывшего жениха-англичанина Дональда Харви (Клайв Брук), который служит офицером-медиком в Британской армии.
9. Встречный, СССР (реж. Фридрих Эрмлер, Сергей Юткевич, Лео Арнштам)
Знаковый фильм, поставленный к 15-летию революции. По мнению киноведа Петра Багрова с этого фильма ведётся отсчет социалистического реализма в советском кино
10. Иван, СССР (реж. Александр Довженко)
Изумительный Довженко ещё раз доказывает: дело не в самой истории, а в том, как она рассказана. На фоне грандиозного строительства первой пятилетки — сооружения Днепрогэса — типичная история становления деревенского парня, который приходит на строительство ГЭС, становится передовым рабочим, коммунистом.
***
***