Человеку, впервые собравшемуся на поиск самородков, данная статья, надеюсь, поможет добрым советом.
Итак, предположим, вы узнали район, в котором водятся самородки золота. Заимели в свое распоряжение металлоискатель. Собрали все необходимое снаряжение и инструмент. Загрузили весь скарб в высоко проходимую машину, и отправились «на охоту».… Приехали! Осмотрелись и… побежали! Куда глаза глядят - по отвалам, по речкам, по дорогам, по отработанным полигонам!.. Понятно, ведь вы почитали в Интернете об удачных находках счастливчиков, насмотрелись фотографий огромных самородков, да и руки чешутся опять же! Через пару дней безрезультативного обретения навыков копателя железного мусора, включается мозг. Или выключается окончательно!.. Наконец, через тернии, пот и вопли отчаяния вы обнаруживаете в очередной ямке небольшой желтый комочек и примерно пять-десять минут пребываете в эйфории, которая потом сменяется сосредоточенным азартом. Последний держится либо до следующего самородка, либо исчезает через пару часов без следа….
Так вот, чтобы отчаяние не победило вас окончательно, необходим особый психологический настрой и элементарные представления о физических свойствах и геологии золота. Поскольку, я не психотерапевт, а всего лишь геолог, попытаюсь доходчиво донести до читателя только особенности залегания самородков в природной среде, не касаясь психоанализа. Поехали!..
Самородки золота конечно же ищут в россыпях. Золотые россыпи намываются ручьями и реками на протяжении тысяч, а некоторые - миллионами лет. Процесс не одномоментный. Важно понимать математический фактор геологического времени. Почему важно? Объясню на примере.
Допустим, обычный камушек может перемещаться речным потоком на расстояние на 1 м в год. Мелкая пластинка золота, имеющая в 5 раз больший удельный вес, но относительно большую «парусность», этим же потоком переместится на 30 см. А самородок золота с низкой «парусностью» укатится вниз по течению максимум на 10 см в год. В общем-то и камушек, и знак золота, и самородок за год «жизни», подобно молодоженам, не успевают сильно удалиться друг от друга. Расстояние между ними по-прежнему составляет менее одного метра. Однако через 10 тысяч лет камушек ускачет уже на 10 км вниз, а через миллион лет – на 1000 км. Самородок же проделает путь в 10 раз меньший. Таким образом, камушек, золотинка и самородок будут «разлучены» меж собой уже на сотни км. Данный математический расчёт - иллюстрация к вещественному составу россыпных месторождений золота. Так, например, если вы встречаете окатанные гальки кварца, золотые знаки и самородки в совместном залегании, это вовсе не означает, что источником и тех, и других, и третьих является одно и тоже рудное проявление или месторождение золота. Скорее, наоборот – кварц, золото и самородки привнесены в россыпь из пространственно разрозненных коренных источников.
Золото тяжелое, это всем известно. Но насколько? Его максимальный удельный вес (зависит от пробы) составляет 19,3 г/см3. Для сравнения, железо – 7,9 г/см3, медь – 8,96 г/см3, алюминий - 2,69 г/см3, породы и породообразующие минералы – 2,5-3,5 г/см3, черный шлих – 5,0-5,5 г/см3. То есть, золото в разы тяжелее других распространенных металлов, не говоря уж, например, о кварце – здесь восьмикратное превышение!
Естественно, что из-за своего удельного веса золото всегда стремится «провалиться» в самые нижние горизонты речных отложений. Геологическое время этому еще как способствует! (см. выше). В результате, в обычном разрезе золотоносной россыпи золотоносный пласт занимает самое нижнее положение, а наиболее богатым слоем в его составе является так называемый «спай» - граница между золотоносными «песками» и коренными породами плотика россыпи. Если же в скальном плотике имеются открытые трещины, золото может проникать на глубину значительно ниже поверхности плотика – на 1-2 метра. Обычные мощности речных (аллювиальных) отложений в долинах ручьев и рек составляют от 3 до 10 м. Безусловно, бывают исключения. Золотоносный пласт, рентабельный для отработки, обычно составляет мощность значительно меньшую, – от 0,5 до 2 м.
А теперь о важном! Самородки золота в естественном (не нарушенном человеком) залегании практически всегда (99%) располагаются в толще коренных пород или непосредственно на коренном плотике россыпи. В отличие от мелкого золота, вы никогда не найдете самородок в толще песчано-галечных отложений, в отрыве от коренных пород. Объяснять данный факт, наверное, уже и не нужно, если учесть высокий удельный вес и низкую парусность золотых самородков, а также понимать математический фактор геологического времени формирования россыпей. Данный вывод очень важен для искателей самородков, он неисчислимое число раз перепроверен на практике! В официальных геологических отчетах или в отчетах старателей вы этой информации никогда не найдете, ибо для геологов-разведчиков и старателей самородки и золотой песок имеют одинаковую ценность. У них золотоносный пласт – единая и неделимая единица, охватывающая как аллювиальные отложения, так и коренной плотик россыпи!
Что же следует из данного факта? Следующее:
1. Нет смысла искать самородки на неотработанных полигонах.
2. Предпочтительной территорией поиска является коренной плотик отработанной ранее россыпи, если тот не перекрыт техногенными отложениями. Обычно таковыми являются террасовые россыпи.
3. Также неплохими объектами поиска являются выходы коренных пород в долинах и руслах водотоков.
Конечно, в техногенных отложениях самородок может оказаться где угодно, однако вероятность его обнаружения там весьма мала, ибо запредельно высок коэффициент разубоживания золотосодержащих «песков» пустой породой. Правда, есть исключения. Например, целенаправленно можно искать самородки на «дорожках» старательских промприборов или на дражных отвалах, если диаметр дражной перфорации, отсеивающей породу в «пустой» отвал, не превышает 16 мм.
Теперь – о самородковых гнездах! Разберемся, что это такое, и что за птица откладывает в них золотые яйца.
Зачастую на россыпных месторождениях, в которых значительную долю составляет крупное золото и самородки, отмечается «гнездовой» или, по-другому, «кочковой» характер распределения драгоценного металла по площади. Это означает, что самородки и крупное золото, несколько отличающиеся по своим физическим характеристикам от мелкого, концентрируются в так называемых «ловушках» речного дна. Это могут быть долгоживущие глубокие трещины скального основания россыпи, прижимы реки, ямы, выходы коренных пород высокой прочности, например, кварцевых жил, большие валуны и т. д. Нужно отчетливо себе представлять необходимый фактор формирования самородкового «гнезда», называемый «геологическим временем». Поясню. Как известно, самый мощный разрушитель – время. Ничто не вечно под луной! Поэтому все природные «ловушки», перечисленные выше, рано или поздно уничтожаются и крупное золото перекочевывает в другие «гнезда». Чем дольше «живет» гнездо, тем больше в нем самородков и крупного золота. Например, есть месторождения россыпного золота, на которых плотик сложен породами, называемыми сланцами. Они хорошо расслаиваются на тонкие пластины и зачастую имеют крутое залегание, то есть торчат, подобно «щеткам». Кстати, их так и называют. «Щетки» отлично улавливают самородки и крупное золото, но парадокс заключается в том, что, несмотря на изобилие трещин, крупное золото и здесь имеет «гнездовой» характер распределения. Объяснение простое. Сланцы слишком быстро разрушаются под воздействием водного потока и выветривания, поэтому самородки предпочитают накапливаться в укромных уголках, среди пород повышенной прочности.
Тенденция концентрации самородков в «гнездах» настолько устойчива, что практически всегда работает правило: нашел самородок – ищи рядом следующий! В рамках одного полевого сезона обычно наиболее эффективным оказывается поиск именно самородковых гнезд в целиковом коренном залегании, нежели погоня за случайными «потерями» старателей.
«Гнездо» самородков можно обнаружить даже на хорошо зачищенном старательском полигоне, когда скальное полотно буквально отполировано бульдозерами. Как уже отмечалось, золото может проваливаться в трещины скального основания россыпи на глубину до двух метров, а иногда и более. Остается только обнаружить такие трещины, которые, естественно не зияют черными провалами пустот, а привалены грунтом и, таким образом, зачастую хорошо замаскированы. Технические возможности бульдозеров, особенно использовавшихся ещё в 80-е годы двадцатого столетия, не позволяли качественно отрабатывать скальный плотик россыпи, поэтому для поисковика всегда важно прояснить этот аспект заранее.
Так в чем же тайна самородковых «гнезд», спросите вы. Ведь, все и так - ясно и понятно! Но она существует. Ибо, несмотря на всю логику поиска, очередное «гнездо» всегда обнаруживается в самом нежданном месте. И только спустя некоторое время находится объяснение конкретному его расположению.
И вот еще одна тайна, которую я опишу ниже в литературной зарисовке, составленной по следам реальных событий….
«…- Вот, слушай!.. – Алексей склонился к монитору ноутбука и громко зачитал текст,
- Крупность золота в процентах: очень мелкое - 0.07, мелкое - 27.93, среднее 43.27, крупное - 21.73, самородки - 7.0…. Нет, ты понял?.. Самородков - семь процентов, значит, остального золота - 93!!!
Володька пожевал ус и неопределенно пожал плечами. Леха распалился еще больше:
- Это официальная информация из геологического отчета! Не я же ее выдумал! Вот, - чёрным по белому!.. Ну, давай допустим, что не 93, а 50 процентов, ведь тоже не мало! Сколько мы там наковыряли, - полтора кэгэ?..
В прошлом году напарники обнаружили и раскопали самородковое гнездо в борту отработанного старательского полигона, из которого извлекли означенное количество золота.
- Около того! - Володька на этот раз охотно согласился. С фактами он дружил, с предположениями – не очень….
- Это, что же получается? Еще столько же мы оставили в отвале?.. - Леха несколько ошарашенно посмотрел на товарища. Тот снова сделал индифферентный вид, мол, тебе видней, ты же геолог, а не я….
- Так!.. Нужно прикинуть объем отработанного грунта…, - Леха повращал глазами, пошевелил губами. – Кубов 15, не больше! Так это ж ерунда, можно промыть даже на проходнушке!
- Там терраса, воды нет…
- Озерцо есть! Возьмем мотопомпу, смастерим приборчик…. Ты представь: без проблем и хлопот намоем полтора килограмма рыжья! За… за… пару недель - от силы!..
Володька опять пожевал кончик уса, сидя на диване и задумчиво глядя куда-то в сторону:
- Что-то на лотке я не видел там такого содержания…
- Да и я не видел!.. Кстати, а какое получается?.. Полтора делим на пятнадцать…. Это что, - сто грамм на куб, что ли?..
Леха нахмурился и сам себе ответил:
- Нет, пожалуй, такого не бывает…. Хотя…, - он снова обрадовался пришедшей в голову мысли, - Почему же не бывает! Ведь содержание самородков в этом гнезде как раз сто грамм на куб! Я сам бы раньше в такое не поверил, но это факт!
Факты Володьке нравились, поэтому он обрел душевное равновесие и даже с видимым энтузиазмом вставил фразу, хотя, кажется, невпопад:
- Ну, да! Там даже мелкое золото какое-то крупное. На лоток попадаются только крупные знаки, миллиграмм по 20 и больше…
Лешины мысли обо что-то споткнулись…. Напарник озвучивал факты, не вполне согласующиеся с его предположениями. Выходило некое несоответствие. Однако он продолжал себя накручивать психологически, попутно уговаривая товарища:
- Ну, посуди сам! Не может «гнездо» содержать только самородки, правильно? Куда тогда подевалось мелкое золото?.. Оно ведь тоже тяжелое, зарывается в «корни», да и, судя по отчету, его намного больше, чем самородков…. Ну, хорошо, пусть не сто грамм на куб, - пятьдесят! Все равно - много! Где ты еще найдешь такое содержание? Да еще на поверхности!.. Да еще в разрыхленном виде! В кучке! На блюдечке с голубой каемочкой!..
- Думаешь, надо мыть?.. – спросил Владимир и с обреченной надеждой обратил свой взор на Алексея.
- Надо! Просто глупо упускать такой шанс!..
Весь последующий месяц друзья готовились к полевому сезону. Упор был сделан на кустарное производство мини вашгерда. С помощью сварки из металла, годами копившегося на дворовом складе, Володька собирал конструкцию, придуманную Лёхой. Так уж у них повелось: генератором идей выступал Алексей, а воплощал в жизнь Вова. Первому нравилось мечтать, считать и писать, а второму – мастерить чего-то своими собственными ручками.
Наконец, долгожданный день настал, и бригада «ух!» отправилась в путь. В кузове ЗИЛа уместился мини экскаватор и мини вашгерд. Все остальное снаряжение, горючку и продукты пришлось рассовывать в каждую мало-мальски свободную нишу весьма ограниченного пространства.
Справедливости ради скажем, что несмотря на кажущуюся самоуверенность Алексея и Владимира, они никогда не позволяли себе зацикливаться на какой-либо одной идее. Этому их научил горький опыт. Конечно же, существовал план «Б», на случай неудачи с промывкой кучи предположительно «очень богатых» золотоносных песков. Металлоискатели всегда были наготове, и в случае чего они знали, как выкрутиться из трудного положения, не оказавшись в убытках….
Первый рабочий день посвятили установке промприбора, и организации его водоснабжения. Второй день отлаживали процесс промывки «песков» и уборки «хвостов». На третий день решили поработать в полный рост, подсчитывая при этом объем промытого грунта, чтобы потом определить истинное содержание в них золота. Подавали на прибор мини экскаватором, «хвосты» убирали им же. Размыв породы из шланга и её пробуторка мотыгой осуществлялись вручную….
Работа спорилась, погода была солнечная и безветренная, настроение – отличное! Товарищи с тайным нетерпением ждали съема золота. К вечеру решили-таки остановиться. Вскрыли «колоду», пробуторили коврики, скинули лишний грунт в отвал и стали жадно высматривать золотые знаки. Да, те попадались на глаза, но их было до обидного мало….
Еще не веря в неудачу, собрали и промыли шлихи на лотке. Молча, без комментариев, просушили полученный металл на жестяном совочке и взвесили….
- Одиннадцать грамм, - деловито констатировал Володька. - А промыли где-то около трех-четырех кубиков. Это, какое содержание получается?..
- Три грамма на куб, - глухо отозвался Лёха, не зная куда деваться от стыда. Мечта и научные расчеты разлетелись в прах.
- Приличное содержание! – сказал Вова, словно издеваясь. Но нет, - ему просто нравились факты….
Весь вечер в палатке Леха бубнил свои риторические вопросы и ответы: «Как же так? Это невозможно!.. Где логика? Её нет!.. Содержание мелочи – три грамма на куб, а самородков – сто!? Немыслимо!.. Вся геология с ног на голову! Бред!..»
Зато Владимир был абсолютно спокоен. Загадки его раздражали, но факты успокаивали. Он знал, что завтра поутру возьмет свой любимый металлоискатель и с легким сердцем наконец-то отправится бродить по полигонам и таежным речкам. И обязательно найдет свой самородок!..»