Относительно недавно я завершил свой 5-месячный марафон по получению водительского удостоверения. Поскольку действовал я во многом вслепую и без рекомендаций, то пришлось набить «пару шишек» в процессе, а экзамен «вождение по городу» я сдал только с третьего раза! Ниже я попробовал систематизировать основные особенности процесса на основе полученного опыта.
Итак, поехали.
1. Выбор автошколы
Заранее определить универсальные критерии выбора невозможно, поскольку они значительно варьируются в зависимости от личных обстоятельств и имеющегося опыта, но при этом все же нельзя упускать из виду самое главное. Например, не всегда самая ближайшая к дому или работе автошкола, и потому самая удобная на первый взгляд, будет оптимальна и правильна. Кроме того, есть сетевые школы, которые «сидят» на массовом потоке, а есть независимые бутиковые автошколы, где все будет индивидуально и даже по-домашнему. В любом случае, каждая школа обладает своим неповторимым набором методик процесса обучения, опыта персонала, отношения к ученикам и т.д. Помните, что от данного выбора зависит формирование первичных водительских рефлексов, которые фактически определят Вашу водительскую судьбу. По крайней мере, пока не накатаете свой собственный водительский опыт и первые 10,000 км!
2. Лицензии автошколы
Обучение вождению – это лицензируемый вид деятельности, поэтому у выбранного Вами учебного заведения должны быть действующая лицензия Департамента образования города Москвы, а также заключение ГИБДД о соответствии учебно-материальной базы автошколы всем официальным требованиям. Без последнего автошкола не имеет право отправлять своих учеников на экзамены в ГИБДД. Обязательно проверьте наличие всех необходимых разрешений. В процессе поиска мне лично попадались автошколы, которые обучают водительскому мастерству, но сдача экзаменов осуществляется через другую школу, у которой есть официальный документы. Наличие заключения ГИБДД у автошколы можно проверить быстро и достоверно на сайте ГИБДД.
3. Экзаменационная машина на экзамене в ГИБДД
Большинство школ обеспечивают сдачу экзамена по вождению (площадка и город) на своих учебных машинах. Сдавать экзамен в ГИБДД на машине, которую Вы хорошо знаете и на которой уже откатали уроки вождения, намного комфортнее и привычнее, а также вероятность успешной сдачи экзамена существенно выше . Обязательно уточните наличие такой опции у выбранной автошколы.
4. Условия оплаты обучения
Где-то теоретическая и практическая (вождение) части оплачиваются отдельно, а где-то общая сумма оплаты сразу покрывает стоимость теоретической части и фиксированное количество часов вождения. Второй вариант невыгоден для Вас, но, несомненно, выгоден для самой школы. Сразу уточняйте этот момент.
5. Количество часов практического вождения для сдачи экзамена ГИБДД с первого раза.
Сдать экзамены ГИБДД с первого раза – мечта любого учащегося. Если с теорией все более-менее понятно и проблем, как правило, не бывает, то с практической частью все не столь однозначно. На первый взгляд, ответ очевиден: чем больше часов откатаете, тем лучше. Однако тут может быть несколько важных нюансов: у всех опыт общения с автомобилями разный, не всегда можно легко выкроить время на обучение из рабочего/житейского графика да и стоимость урока вождения довольно высока (от 1,300 руб./занятие в Москве). В данном вопросе я рекомендую руководствоваться прежде всего своими ощущениями за рулем: сначала будет довольно тяжело, но постепенно Вы начнете привыкать и уверенность на дороге будет расти. Важно также помнить, что автошкола обучает первичным водительским навыкам и сделать из Вас автопрофи вовсе не её задача.
6. Выбор инструктора
Пожалуй, самый важный и самый сложный момент во всем процессе. Хорошо, если Вам уже кого-то порекомендовали друзья или знакомые, а если нет? Хотя даже в этом случае далеко не факт, что рекомендация подойдет лично Вам. Из своего опыта знаю, что вариативность профессиональных и человеческих качеств инструкторов чрезвычайно высокая: кто-то дает вдумчивое вождение, кто-то довольно нервный, как по жизни, так и за рулем, а для кого-то вы просто очередные от 1,300 руб. за занятие. Волей-неволей, в процессе обучения Вы «подцепите» у своего инструктора все свои первичные водительские привычки, манеру вождения и даже фобии. Мой совет: обязательно пробуйте учиться у нескольких инструкторов до тех пор, пока не почувствуете «своего». Мой личный опыт показал, что самые адекватные и профессиональные инструкторы – это инструкторы-женщины. Да, да, именно так!
7. Экзаменационный маршрут «вождение по городу» на экзамене в ГИБДД
У каждого районного ГИБДД есть несколько установленных экзаменационных маршрутов. Вы можете научиться блестяще водить машину, но если Вы за собой замечали склонность к «чрезмерной нервозности» в ответственные моменты жизни (экзамены и прочие стрессовые ситуации), то это может сыграть с Вами злую шутку. Более того, у каждого экзаменационного маршрута есть свои дорожные «засады», на которых инспекторы любят «заваливать» экзаменуемых. Обязательно попросите Вашего инструктора съездить на маршруты и «откатать» их перед экзаменом. Кроме того, в интернете всегда можно найти видео инструкторов, которые специализируются конкретно на накатке экзаменационного маршрута перед экзаменом. Больше этих людей о маршруте не знает никто. Думаю, что взять пару уроков будет вовсе не лишним (заодно сравните и узнаете, насколько обучивший Вас инструктор был профессионален!)
8. Экзамен ГИБДД
Будьте готовы к тому, что экзамен в ГИБДД – это физически и морально чрезвычайно изматывающая штука. Поскольку одновременно экзамены сдает огромное количество людей, практически целый день занимает нервное ожидание своей очереди. Лично у меня день экзаменов в ГИБДД начался в 8 утра (плюс час дороги!) и закончился в пять вечера. Очередность прохождения экзамена определяется случайным образом и тут уж как повезет. Единственный отрадный момент состоит в том, что инспекторы ГИБДД – это обычные люди и они также устают. Если Вам повезло оказаться в конце очереди сдающих, то не расстраивайтесь и помните, что у тех, кто сдает последним, всегда выше шанс сдать экзамен в силу элементарной усталости экзаменатора. Вот такой маленький секрет!
И еще важный момент, летом сдавать экзамен намного проще в силу более благоприятной дорожной обстановки (светло, нет снежных заносов и т.д.). Если есть такая возможность, планируйте свое обучение так, чтобы сдавать экзамен в теплое и светлое время года (весна-лето-осень).
9. Вера в себя и собственные способности
Помните, что трудности, с которыми Вам придется столкнуться в процессе обучения (особенно в начале обучения на механике!) довольно типичны и характерны для всех обучающихся. Очень часто возникает отчаяние и желание все бросить. Не поддавайтесь! Просто идите дальше и уже совсем скоро станет намного легче. Все у Вас обязательно получится, а иначе просто не может быть!
10. Чем раньше получаете права, тем легче
Для этого есть несколько причин. Во-первых, обучение вождению – это целый образовательный процесс, а любое обучение намного легче дается в более раннем возрасте. Чем старше становитесь, тем сложнее. Во-вторых, с каждым годом процесс обучение становится все сложнее и сложнее. Поспрашивайте своих знакомых, как они получали свои права, допустим, 10 или 15 лет назад. Думаю, удивитесь услышанному. А еще раньше, так рассказывают, права могли просто подарить на День рождения. Кроме того, практически каждый год в процесс обучения внедряются различные новшества, которые не только удлиняют время обучения, но и усложняют процесс в целом. В-третьих, цена обучения довольно быстро растет с каждым годом. В настоящий момент она может доходить до 100 тыс. руб. за весь курс обучения.
На этом всё.
Надеюсь, что чтение было для Вас интересным и полезным.
Ни пуха, ни пера и пусть у Вас всё получится лучшим образом!