Есть две крайности, в которые иногда впадают родители: установление большого количества запретов или наоборот, вседозволенность. Оба варианта нарушают поведение ребенка, повышают тревожность и не позволяют ребенку нормально развиваться.
Установление границ дозволенного следует начинать с самого раннего возраста. Чем младше ребенок, тем меньше будет запретов и проще объяснение, почему нельзя делать что-то.
Первые "нельзя" для ребенка!
К 3ем годам чаще всего ребенок уже знает, что можно, а что нельзя, но начинается новый этап взросления (это нормальное естественное развитие) - он начинает проверять границы дозволенного. Например, знает, что нельзя забираться с ногами на стол, но все равно забирается, чтобы проверить реакцию родителей.
На этом этапе важно не допустить ошибок - если установленное правило будет действовать и дальше (нельзя забираться на стол), то не нужно его менять и временно разрешать это делать. Следует мягко объяснить, что правило продолжает действовать, ничего не изменилось. Скорее всего ребенок проверит установленное правило ещё несколько раз, но если вы будете настойчивы и последовательны, то он снова будет его соблюдать.
Для детей 3-5 лет (да и старше тоже) установленные границы должны касаться одного из этих пунктов:
• Безопасность (правильно переходить дорогу, не играть с огнем, не уходить с незнакомыми людьми, не совать руки в розетку и т.д.)
Действуйте разумно, не навязывайте ребенку свои страхи: вместо "ты упадешь" скажите "можно упасть". Если в 3 года на площадке нельзя было куда-то высоко залезать, то в пять лет уже можно. Правило "быть внимательным и аккуратным" сохраняется, но граница дозволенного расширяется.
• Нравственность. Это группа правил, которые действуют всегда. Например, выбрасывать мусор только в мусорное ведро, а не на землю, быть вежливым (говорить здравствуйте, спасибо, до свидания), хорошо относиться к животным и т.п. Тут самое важное - собственный пример. Если родители сами не соблюдают эти правила, то и ребенок не будет. Поэтому, начните с себя
• И ещё одна группа правил касается потребностей родителей. Это право на отдых, на личные дела и т.д.
• Правил должно быть мало
• Они должны быть понятными для ребенка
• Про них нужно напоминать (спокойно проговаривать, почему нельзя так делать, а не "да я же сто раз говорила, что это нельзя!!!")
Для детей 5-7 лет следует давать более подробные объяснения. Подойдут соответствующие книжки, мультики (например, Аркадий Паровозов).
К 5 годам ребенок уже усваивает особенности семьи, семейные ценности и появляются не запреты, а обязанности. Введение обязанностей помогает ребенку становиться самостоятельным и более ответственным.
Используйте наглядность: составляйте таблички с рисунками, где будет указано, за что ребенок отвечает.
Читаем наш блог о жизни и раздел дети, спасибо!
Еще читают на нашем канале Дзен
1. Ребенок просит "купи" слезы и истерика
2. Объясняем ребенку откуда берутся дети