Найти в Дзене

"Нельзя" для детей 3-7 лет

Оглавление

   Правильно запрещаем ребенку "Нельзя" и почему ""Нельзя
Правильно запрещаем ребенку "Нельзя" и почему ""Нельзя

Есть две крайности, в которые иногда впадают родители: установление большого количества запретов или наоборот, вседозволенность. Оба варианта нарушают поведение ребенка, повышают тревожность и не позволяют ребенку нормально развиваться.

Установление адекватного количества запретов важно для формирования самооценки, развития познавательных способностей, становления характера.
Установление адекватного количества запретов важно для формирования самооценки, развития познавательных способностей, становления характера.

Установление границ дозволенного следует начинать с самого раннего возраста. Чем младше ребенок, тем меньше будет запретов и проще объяснение, почему нельзя делать что-то.

Первые "нельзя" для ребенка!

Первые "нельзя" появляются ближе к году. Они касаются безопасности (не совать руки в розетку, не есть камни. Объяснений пока никаких не требуется, достаточно строгого тона, чтобы ребенок понял, что он сделал что-то не то. С взрослением количество запретов увеличивается, но (это очень важно!) должно увеличиваться и количество того, что можно.
Первые "нельзя" появляются ближе к году. Они касаются безопасности (не совать руки в розетку, не есть камни. Объяснений пока никаких не требуется, достаточно строгого тона, чтобы ребенок понял, что он сделал что-то не то. С взрослением количество запретов увеличивается, но (это очень важно!) должно увеличиваться и количество того, что можно.

К 3ем годам чаще всего ребенок уже знает, что можно, а что нельзя, но начинается новый этап взросления (это нормальное естественное развитие) - он начинает проверять границы дозволенного. Например, знает, что нельзя забираться с ногами на стол, но все равно забирается, чтобы проверить реакцию родителей.

На этом этапе важно не допустить ошибок - если установленное правило будет действовать и дальше (нельзя забираться на стол), то не нужно его менять и временно разрешать это делать. Следует мягко объяснить, что правило продолжает действовать, ничего не изменилось. Скорее всего ребенок проверит установленное правило ещё несколько раз, но если вы будете настойчивы и последовательны, то он снова будет его соблюдать.

Наличие правил и границ (в разумном количестве) делает жизнь ребенка упорядоченной, а значит свою энергию он расходует на познание мира, на развитие. Вседозволенность повышает детскую тревожность, ребенок чувствует себя незащищённым.
Наличие правил и границ (в разумном количестве) делает жизнь ребенка упорядоченной, а значит свою энергию он расходует на познание мира, на развитие. Вседозволенность повышает детскую тревожность, ребенок чувствует себя незащищённым.

Для детей 3-5 лет (да и старше тоже) установленные границы должны касаться одного из этих пунктов:

• Безопасность (правильно переходить дорогу, не играть с огнем, не уходить с незнакомыми людьми, не совать руки в розетку и т.д.)

Действуйте разумно, не навязывайте ребенку свои страхи: вместо "ты упадешь" скажите "можно упасть". Если в 3 года на площадке нельзя было куда-то высоко залезать, то в пять лет уже можно. Правило "быть внимательным и аккуратным" сохраняется, но граница дозволенного расширяется.

• Нравственность. Это группа правил, которые действуют всегда. Например, выбрасывать мусор только в мусорное ведро, а не на землю, быть вежливым (говорить здравствуйте, спасибо, до свидания), хорошо относиться к животным и т.п. Тут самое важное - собственный пример. Если родители сами не соблюдают эти правила, то и ребенок не будет. Поэтому, начните с себя

• И ещё одна группа правил касается потребностей родителей. Это право на отдых, на личные дела и т.д. 

Проверьте, чтобы в вашей системе воспитания не было лишних ограничений и не пренебрегайте вышеперечисленными пунктами. При установлении запретов помните, что ребенок ещё не может держать в голове все установленные правила.
Проверьте, чтобы в вашей системе воспитания не было лишних ограничений и не пренебрегайте вышеперечисленными пунктами. При установлении запретов помните, что ребенок ещё не может держать в голове все установленные правила.

• Правил должно быть мало
• Они должны быть понятными для ребенка
• Про них нужно напоминать (
спокойно проговаривать, почему нельзя так делать, а не "да я же сто раз говорила, что это нельзя!!!")

Для детей 5-7 лет следует давать более подробные объяснения. Подойдут соответствующие книжки, мультики (например, Аркадий Паровозов).

К 5 годам ребенок уже усваивает особенности семьи, семейные ценности и появляются не запреты, а обязанности. Введение обязанностей помогает ребенку становиться самостоятельным и более ответственным.

Используйте наглядность: составляйте таблички с рисунками, где будет указано, за что ребенок отвечает.

Читаем наш блог о жизни и раздел дети, спасибо!

Еще читают на нашем канале Дзен

1. Ребенок просит "купи" слезы и истерика

2. Объясняем ребенку откуда берутся дети