Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Вертикальный удар. Бельгия, 10-12 мая 1940 года

Автор - Алексей Котов.

Мери Клэйр Бут, конец 30-х годов
Мери Клэйр Бут, конец 30-х годов
… «я стояла в ночной рубашке, любуясь великолепным рассветом – золото с красным за черными деревьями в парке – когда высоко в небе пролетело около двадцати самолетов. Они сверкали в лучах рассвета. Затем я услышала тонкий, очень пронзительный свист и ужасный, низкий звук удара. Свист исходил от бомбы, пронзившей крышу трехэтажного здания на площади, а удар от огромного количества стекла и дерева, обрушившегося на сквер передо мной»

- так началось нападение Германии на Бельгию для Мери Клэр Бут, американской журналистки, попавшей под немецкий удар в посольстве США, в центре Брюсселя.

Начало войны в Бельгии
Начало войны в Бельгии
Бельгийская газета, 10 мая 1940 года
Бельгийская газета, 10 мая 1940 года

Бельгийские военные, в отличие от американской журналистки, получили соответствующие приказы и распоряжения, предупреждающие о возможной агрессии Германии около полуночи с 9 на 10 мая 1940 года. Большая часть полевых войск была выведена на позиции, в ожидании возможного удара немцев.

Немецкие бомбардировщики в небе
Немецкие бомбардировщики в небе

Тем не менее, несмотря на предупреждение о нападении, бельгийские ВВС сильно пострадали от удара с воздуха. Штаб ВВС получил приказ об общей тревоге около полуночи, в соответствии с ним были отданы приказы о рассредоточении самолетов по аэродромам военного времени в соответствии с боевым расписанием. Однако быстрое рассредоточение было невозможно, в основном из-за скученности самолетов. Так, например, на аэродроме в Schaffen утром 10 мая 1940 года находилось более 50 самолетов, размещенных на взлетном поле 700х700 метров. На аэродроме базировались 1-я (15 «Глостер-Гладиатор») и 2-я (11 «Харрикейн») эскадрильи 2-го авиаполка, но утром 10 мая там же находились 7 «Фейри Фокс» из состава 7-й эскадрильи 3-го полка и 5 «Фейри-фокс» из состава 5-й эскадрильи 2-го авиаполка.

Бельгийский «Харрикейн» на аэродроме в Schaffen после немецкого налета
Бельгийский «Харрикейн» на аэродроме в Schaffen после немецкого налета

В процессе подготовки самолетов к взлету аэродром был атакован немецкой авиацией. Практически под бомбами успели поднять в воздух свои машины пилоты «Гладиаторов» и 5-й эскадрильи «Фоксов», однако вместо того, чтобы атаковать немецкие бомбардировщики они направились на назначенные им аэродромы. В результате бомбового удара были уничтожены 9 из 11 «Харрикейнов» и 6 из 7 «Фоксов» 7-й эскадрильи. Немецкие ВВС систематически атаковали бельгийские аэродромы в течение первого дня войны и добились еще одного крупного успеха – в середине дня на аэродроме Brustem на земле уничтожаются 14 «Фиатов» 3-й эскадрильи 2-го авиаполка. В результате налетов и воздушных боев в течение 10 мая 1940 года была потеряна практически половина истребителей бельгийских ВВС.

«Фейри-фокс» бельгийских ВВС после немецкого налета
«Фейри-фокс» бельгийских ВВС после немецкого налета

Немецкая кампания на Западе отличалась крайне высокой интенсивностью действий немецкой авиации, даже в сравнении с нападением на СССР. Это определялось в первую очередь большим числом задействованных самолетов, небольшими размерами театра военных действий и крайне высокой концентрацией ВВС на конкретных объектах и задачах. В первые три дня вторжения практически вся немецкая ударная авиация работала в Бельгии и Голландии, затем центр тяжести наступления с воздуха переместился во Францию. Кроме этого надо отметить, что немцы широко использовали удары небольшими группами самолетов по городам и поселкам – целью этих ударов не являлось нанесение ущерба или уничтожение гражданского населения – они должны были поднять волну беженцев, которая затопила бы коммуникации противника. В процессе немцы несколько увлеклись, так что 8-я эскадрилья 51-й эскадры днем 10 мая по ошибке сбросила бомбы на немецкий город Freiburg, в результате чего погибло 57 гражданских. Впрочем немецкая пропаганда немедленно заявила, что бомбы были сброшены английской авиацией.

Бельгийская пехота под ударом с воздуха, 10 мая 1940 года
Бельгийская пехота под ударом с воздуха, 10 мая 1940 года

Но, разумеется, главные события происходили на земле. Наступление на Бельгию вела 6-я армия группы армий «В», под командованием любимца фюрера генерал-полковника Вальтера фон Рейхенау, начальником штаба армии был Фридрих фон Паулюс. Армейские корпуса армии должны были проломить оборону армии Нидерландов в провинции Лимбург, вклинившейся между Бельгией и Германией, а затем продолжать наступление на Запад. Немцам жизненно важно было как можно быстрее вырваться на оперативный простор, поскольку успешное наступление в Бельгии гарантировало выдвижение туда лучших войск французов, которые собственно и были главной целью операции.

Наступление немецкой группы армий «В»
Наступление немецкой группы армий «В»

Место нанесения главного удара немцами в Бельгии было абсолютно очевидно для бельгийского командования и для командования союзников, оно логично вытекало из географии особенностей театра военных действий – немцы должны были нанести свой удар через голландский город Маастрихт. В этом районе течение реки Маас и Канал Альбертаа сближались друг с другом, давая возможность немцам прорвать оба этих рубежа первым ударом, после чего немецкие танки могли выйти на оперативный простор в проходе Жамблу, оставляя в стороне Льежский укрепрайон.

Схема действий противоборствующих сторон в Бельгии
Схема действий противоборствующих сторон в Бельгии
Схема размещения казематов форта Эбен Эмаэль
Схема размещения казематов форта Эбен Эмаэль
Канал Альберта и вид на форт Эбен-Эмаэль (слева)
Канал Альберта и вид на форт Эбен-Эмаэль (слева)

Именно по вышеуказанным причинам бельгийцы возвели в районе Маастрихта свой самый мощный и современный свой форт – Эбен Эмаэль. Форт этот считался одним из образцов современной фортификации ХХ века. «Эту современную, очень важную в стратегическом отношении крепость, как союзники, так и немцы считали самым мощным фортификационным сооружением в Европе, которое превосходило все, что создали французы на линии Мажино, а немцы — на Западном валу». Форт располагался в крайне выгодном месте, на возвышенности, с востока он опоясывался каналом Альберта, отвесные, облицованные камнем, стенки которого делали невозможным штурм крепости силами пехоты, с остальных сторон, форт был защищен противотанковым рвом и противопехотными заграждениями. Эбен Эмаэль имел в своем составе двенадцать 60-мм противотанковых пушек, двенадцать полевых 75-мм пушек, 4 75-мм гаубицы в «ныряющих» башнях и две 120-мм гаубицы в башне с круговым обстрелом.

Укрепления Эбен-Эмаэля впечатляли немцев.
Укрепления Эбен-Эмаэля впечатляли немцев.

Помещения форта был полностью расположены под землей, на поверхности были видны только казематы. На глубине шестидесяти метров под землей располагались подземные казармы, на глубине сорока метров, на среднем этаже - три командных пункта, один для куполов, один для казематов и один для защитных бункеров. Также на среднем этаже под каждым бункером находился склад боеприпасов. Общее количество боеприпасов, имевшихся в форте до начала войны, составляло 2000 снарядов 120 мм, 19 200 снарядов 75 мм и 6000 снарядов для 60-мм противотанковых орудий. Главной задачей форта был артиллерийский контроль переправ через Маас и Канал Альберта.

Диспозиция 7-й пехотной дивизии: С.2 — 2-й карабинерный полк, 18. — 18-й линейный пехотный полк, Gr.2 — 2-й гренадерский. В полосе гренадерского полка выделен форт.
Диспозиция 7-й пехотной дивизии: С.2 — 2-й карабинерный полк, 18. — 18-й линейный пехотный полк, Gr.2 — 2-й гренадерский. В полосе гренадерского полка выделен форт.

К 10 мая 1940 года позиции на канале Альберта занимали 15 бельгийских дивизий, в среднем на дивизию приходился 10 километровый отрезок фронта. Исключением была 7-я пехотная дивизия под командованием генерал-майора Eugène L. J. Van Trooyen , которая занимала участок протяженностью в 19 километров – это определялось тем обстоятельством, что на ее фронте располагался форт Эбен-Эмаэль, дававший, по мнению бельгийских военных, серьезный бонус к защите дивизии. Именно на 7-ю дивизию 10 мая 1940 года пришелся главный удар немцев.

Бельгийские позиции в полосе 7-й пехотной дивизии
Бельгийские позиции в полосе 7-й пехотной дивизии

В связи с проводимой бельгийским командованием ротации соединений, дивизия начала выдвижение на установленные ей позиции только 30 апреля 1940 года, сменяя части 5-й пехотной дивизии. Местность, на которой предстояло обороняться дивизии, представляла собой пологий полевой ландшафт - практически без деревьев. Накануне немецкого вторжения она был покрыт молодой кукурузой, имеющей высоту около 60 см. Позиции, построенные зимой 1939-1940 года, строились без учета поросли, которая сильно сужала сектора наблюдения и обстрелов, тем не менее, уничтожение посевов для расчистки секторов, в мирное время было запрещено. Полученные позиции сильно пострадали от тяжелой зимы, окопы и блиндажи местами обвалились, местами были затоплены, местами попросту не достроены, камуфляж оставляла желать лучшего. Телефонные линии были проложены по поверхности и находились в плохом состоянии. Командование дивизии отмечало, что их предшественники практически не оборудовали свой рубеж в позиционном отношении.

75-мм гаубицы 20-го артиллерийского полка.
75-мм гаубицы 20-го артиллерийского полка.

В довесок ко всему, из дивизии был изъят входивший в ее состав 12-й артиллерийский полк, который был передан в состав Намюрского УР. Вместо него, огнем полки 7-й дивизии должен был поддерживать 20-й корпусной артиллерийский полк, из состава корпуса Арденнских стрелков, прибывший в район развертывания дивизии 29 апреля 1940 года. По части укомплектованности огневыми средствами полк даже превосходил заменяемый дивизионный, однако на то, чтобы отработать взаимодействие с частями дивизии артиллеристам требовалось определенное время.
В полосе дивизии имелось шесть стратегически важных мостов, подготовленных к подрыву, однако ответственность за их уничтожение не распространялась на нее. Саперный батальон дивизии не имел необходимой документации по зарядам и схеме подрыва.

Канал Альберта, Маас, ключевые мосты.
Канал Альберта, Маас, ключевые мосты.

Подрывные команды мостов в районе Kanne, Ternaaien и Klein-Ternaaien находились под командованием командира форта Эбен-Эмаэль, майора Жана Жотрана. Подрывные команды мостов у Briegden, Vroenhoven, Veldwezelt, входили в состав Лимбургского пограничного батальона и подчинялись капитану Анри Гидделло, штаб которого находился в поселке Lanaken.
Решение о подрыве мостов могло быть принято на различных уровнях. Главнокомандующий армией Бельгии мог отдать этот приказ в любое время. Командир 1-го армейского корпуса получал право отдать это распоряжение в случае нарушения немцами германо-голландской границы. При пересечении противником бельгийско-германской границы право отдать приказ на подрыв получали Гидделло и майор Жотранд. Командир подрывников мог принять решение о подрыве только в случае «неминуемой угрозе захвата моста противником». Мосты были подготовлены к подрыву, подрывные заряды были размещены в специальных камерах. Обычный механизм подрыва был пиротехническим, но при необходимости можно было использовать электрический детонатор. После того, как в сентябре 1939 года электрическая индукция во время грозы привела к взрыву моста в Валь-Бенуа, электрическая система подрыва была убрана с мостов, за подрыв которых отвечали не специализированные инженерные подразделения. Каждый мост охранял бункер, оснащенный 47-мм противотанковым орудием, двумя пулеметами и прожектором, подрыв моста осуществлялся из бункера. Недостатком было то, что эти казематы не предполагали защиту с тыла, где располагалась входная дверь, но не было никаких амбразур. За бункером стоял небольшой барак, который служил местом жительства гарнизона. Обычно он состоял из сержанта, двух капралов и девяти солдат. В секторе 7-й пехотной дивизии было всего 22 бункера, включая пулеметные.

Бункер охраны моста
Бункер охраны моста

Из-за растянутого фронта командующий дивизией развернул полки в линию, с севера на юг 2-й карабинерный, 18-й линейный пехотный, 2-й гренадерский. Полки построили свои боевые порядки в две линии, разместив в первом эшелоне 2 батальона, и имея третий батальон во втором эшелоне. Таким образом, командование дивизии практически не имело под рукой сил для ликвидации возможного прорыва противника, резервы ограничивались одной ротой Лимбургского велосипедного полка, собственной 7-й велосипедной ротой дивизии и ротой самоходных орудий.

Мост в Vroenhoven
Мост в Vroenhoven

Успешная реализация немецкого замысла наступления 6-й армии напрямую зависела от захвата мостов через канал Альберта. Особенности канала (высокие отвесные стенки) не позволяли в случае уничтожения мостов воспользоваться понтонными парками для форсирования преграды, а ремонт мостов занял бы продолжительное время, которого у немцев не было – наступление корпуса Эриха Гепнера должно было отвлечь внимание противника от Арденн. При этом немцев отделяла от мостов в Бельгии территория Нидерландов, на пересечение которой требовалось время, за которое бельгийцы могли уничтожить переправы. Контроль над мостами надо было установить непосредственно в момент начала наступления и сделать это могли только воздушно-десантные войска, выбросившись непосредственно над целью. Изначально, именно мосты через Канал Альберта были целью парашютистов 7-й авиадивизии, однако, с технической точки зрения парашютный десант не мог обеспечить достаточной точности приземления, плюс, десантникам было необходимо немедленно вступить в бой и уничтожить подрывные команды и гарнизоны мостов, пока те не успели привести в действие заряды. Решение было найдено в применении планеров с десантом – парашютисты высаживались компактно, в составе полноценного отряда, с вооружением, и сразу после посадки они могли начинать действовать. Надо отметить, что все мосты через канал, которые не были захвачены немецкими парашютистами, бельгийцы, хоть и с некоторыми проблемами, смогли уничтожить до подхода противника.

Высадка десанта из планера, фото 1943 года, но суть сохраняется
Высадка десанта из планера, фото 1943 года, но суть сохраняется

Для выполнения задачи по захвату, в ноябре 1939 года из личного состава 7-й авиадивизии был сформирован специальный «штурмовой батальон Коха», перед которым была поставлена конкретная задача – захват трех мостов (расположенных у деревень Vroenhoven, Veldwezelt и Kanne) через канал Альберта и нейтрализация форта Эбен-Эмаэль. (К слову – основной задачей батальона был захват мостов, захват форта был второстепенным, но, разумеется, куда более эффектным действием. Командир батальона принимал участие в штурме моста Vroenhoven).

Гитлер с офицерами «группы Коха» после награждения
Гитлер с офицерами «группы Коха» после награждения

Атаку проводили четыре штурмовые группы:

- мост в Veldwezelt атаковала группа «Сталь», командир обер-лейтенант Altmann, 92 человека;
- мост в Vroenhoven атаковала группа «Бетон», командир лейтенант Schacht, 134 человека, включая штаб батальона;
- мост в Kanne атаковала группа «Железо», командир лейтенант Schachter, 90 человек;
- Форт Эбен-Эмаэль атаковала группа «Гранит», командир обер-лейтенант Witzig, 86 человек.

-21

Надо отметить, что несмотря на ухищрения немцев, попытавшихся захватить мосты в Маасрихте с помощью диверсионных групп неповрежденными, голландцы смогли подорвать мосты, так что до самого вечера 10 мая немцы могли атаковать бельгийские позиции исключительно пехотными частями. Танки, артиллерия и обозы ожидали постройки понтонных мостов через Маас.
Около полуночи в ночь с 9 на 10 мая 1940 бельгийские войска получили сигнал боевой тревоги. Это было не первое предупреждение за последние месяцы, поэтому войска занимали позиции без особого рвения, однако уже к 3-30 минутам (по бельгийскому времени) утра 10 мая 1940 все батальоны 7-й пехотной дивизии доложили о занятии боевых позиций. Велосипедисты пограничного Лимбургского батальона, включая подразделения охраны мостов, также заняли бункеры согласно боевому расписанию. Форт Эбен-Эмаэль также был готов к бою, однако комендант форта майор Жан Жотран направил часть личного состава второй батареи (непосредственной обороны) форта на расчистку секторов обстрела бункеров.

Планер DFS230 на буксире
Планер DFS230 на буксире

В 4-25 (по берлинскому времени) 10 мая 1940 года с трех аэродромов в небо поднялись 41 транспортный самолет Ю-52 17-й эскадрильи 5-й транспортной группы. К каждой машине был прицеплен тяжелогруженный транспортный планер DFS230 на борту которого находились 7 или 8 десантников с вооружением и снаряжением, пилоты планеров также входили в состав отряда, на земле они играли роль обычных десантников. Самолеты построились боевые порядки над Кельном, после чего в установленное время, ориентируясь по световым сигналам с земли, направились к цели. В процессе развертывания были потеряны два планера из состава группы атаковавшей форт – один из планеров оборвал буксировочный трос, вследствие неудачного маневра, второй неправильно поняв сигналы самолета буксировщика отцепился над территорией Германии.

Схема операции. 1-2, аэродромы вылета, 3 — «приземление Витцига», планер оборвавший трос, 4 предполагаемая точка отцепки планеров, 5. Реальная точка отцепки, 6-9 цели.
Схема операции. 1-2, аэродромы вылета, 3 — «приземление Витцига», планер оборвавший трос, 4 предполагаемая точка отцепки планеров, 5. Реальная точка отцепки, 6-9 цели.

Атаку планеров предварял удар пикирующих бомбардировщиков по бельгийским позициям и казармам с воздуха. Поскольку части бельгийцев успели занять полевые укрепления, практического ущерба они практически не понесли, но моральный эффект от внезапного авиаудара воющих «штук» был очень силен. Кроме того один из немецких самолетов сумел накрыть КП капитана Гиделло, расположенный недалеко от казарм Лимбургского велосипедного батальона. 20 человек, включая капитана, погибли на месте, теперь приказ на подрыв мостов к западу от Маастрихта было отдавать некому. Заместитель Гиделло, лейтенант Мантелерс попытался восстановить управление, но все оборудование связи было уничтожено вместе с КП.

Позиции 2-го карабинерного полка после налета
Позиции 2-го карабинерного полка после налета

Около моста в Veldwezelt находились позиции 6-й роты 2-го батальона 2-го карабинерного полка 7-й пехотной дивизии. Личный состав роты занял свои позиции за несколько часов до нападения, в бункере у основания моста капрал Корне подготовил оборудование для подрыва моста, и ожидал сигнала из штаба батальона. В 4-20 минут позиции пехоты попали под удар немецкой авиации, личный состав занял укрытия, поэтому посадка планеров штурмовой группы «Сталь» оказалась внезапной. Из 10 планеров 6 приземлились непосредственно на позициях 6-й роты бельгийцев, планер с группой унтер-офицера Ellersiek приземлился в 50 метрах у моста. Немецкие парашютисты незамеченные подобрались к бункеру, откуда должен был быть осуществлен подрыв моста, наложили на входную дверь кумулятивный заряд, после подрыва, которого забросали бункер гранатами. Из 13 человек гарнизона 12 было убито на месте, подрыв моста был предотвращен, уже через 11 минут после начала операции немцы доложили по радио – «мост захвачен».

Через несколько минут после начала боя немецкие самолеты сбросили на парашютах пулеметный взвод и большое количество боеприпасов. Парашютисты, высадившиеся из планеров на позиции 6-й роты, немедленно начали зачистку окопов, большая часть личного состава бельгийцев попала в ловушку в своих укрытиях, позиции пулеметчиков, расположенные в глубине обороны были поражены авиабомбами и уже в 7-30 утра командир роты сообщил, что у него остался всего один взвод, способный сопротивляться. Получив сигнал о захвате моста, бельгийцы организовали его обстрел из артиллерии 20-го и 14-го артполков, но ввиду отсутствия корректировки огня он не наносил противнику серьезного ущерба. Первые немецкие пехотинцы, из состава стрелковой бригады 4-й танковой дивизии появились у моста Veldwezelt уже в 9 часов утра, к 11 часам утра они уже «массово переходили мост». Гарнизон бункера D, расположенного к северу от моста пытался предотвратить переход его немцами, ведя огонь из пулемета, но очень скоро в бункере закончились боеприпасы. Немцы, накапливаясь на плацдарме, активно атаковали позиции бельгийцев, связав боем роты батальона.

Командир полка, полковник Лонг попытался организовать контратаку на мост собственными силами – 7-я рота, располагавшаяся севернее моста, в 14-30 атаковала немецкие позиции. Атаку роты поддерживали несколько полевых пушек 4-го батальона 20-го артиллерийского полка, артиллеристы выкатили их из капониров, чтобы иметь возможность поддержать свою пехоту прямой наводкой. Кроме этого, командир 7-й дивизии направил к мосту взвод самоходных орудий Т-13, которые, однако, опоздали к началу атаки – они были атакованы немецкой авиацией на марше, одна из 4 машин была уничтожена. Немцы смогли отбить атаку бельгийцев, вызвав авиацию – пехотные орудия оказались разбиты бомбами, бельгийская пехота не выдержала плотного огня немецких пулеметов и откатилась.

Около 17-15 у моста появились три бельгийские самоходки, которые открыли огонь, выбивая пулеметные точки немцев. Поскольку противотанкового оружия у парашютистов не было, в какой то момент среди них вспыхнула легкая паника. Вызванная Альтманом поддержка с воздуха не появлялась. Ситуацию разрешили случайно – рукастые и находчивые парашютисты выковыряли из захваченного бельгийского дота 47-мм противотанковую пушку, и с ее помощью подбили две из трех самоходок. На этом попытки бельгийцев отбить мост были прекращены, части 1-го батальона, занимающего позиции во втором эшелоне получили приказ подготовиться к обороне. В расположении полка находился еще один стратегически важный мост у поселка Briegden. Было принято решение на подрыв моста, но у саперов не оказалось схемы размещения зарядов и схемы подрыва – инженеры 5-й дивизии не озаботились передачей документации. В результате мост удалось взорвать только к 9 часам 11 мая, после того как саперы смогли разобраться с этим самостоятельно. Утром 11 мая немцы, накопившие за ночь на плацдарме достаточные силы, массированным ударом прорвали позиции бельгийцев, около 11 часов утра был захвачен КП полка, полковник Лонг попал в плен, также немцы захватили знамя полка. Последние очаги сопротивления карабинеров были подавлены около 13-00 11 мая 1940 года. Потери десантников составили 8 убитых, 30 раненных.

Мост у поселка Vroenhoven находился в зоне ответственности 18-го линейного пехотного полка 7-й пехотной дивизии. 1-й и 3-й батальоны были растянуты в линию вдоль канала, роты были вытянуты в одну цепочку, 2-й батальон занимал позиции во втором эшелоне, растянувшись на всю линию фронта. Мост атаковала группа «Бетон», также как и в Veldwezeltе, немцы совершили посадку прямо на позициях 1-й роты и 2-й рот 1-го батальона полка, командир 1-й роты бельгийцев капитан Van Beneden был убит прямо на собственном КП в первые же секунды боя, рота осталась без командования. Один из планеров сел около КП 1-го батальона, парашютисты заблокировали майора Latinn с штабом в блиндаже и уничтожили линии связи с полком и ротами. Охранявшая мост группа велосипедистов, занимающая артиллерийский ДОТ у моста не имела представления о том, что происходит снаружи. Командовавший ДОТом сержант Краувелс, заслышав звуки боя в тылу, самостоятельно принял решение подорвать мост, однако взрыва не произошло – парашютисты успели перебить огнепроводные шнуры, идущие от бункера к мосту, после чего подорвала бункер.

К 8 часам утра 1-я рота 1-го батальона бельгийцев оказалась полностью уничтожена, 2-я рота попыталась было контратаковать немцев, но была остановлена плотным огнем. Ситуация у моста для командования полка была совершенно непонятной, поскольку командование батальона не имело с ним никакой связи. 3-й батальон полка, расположенный к северу от первого, между мостами Veldwezelt и Vroenhoven оказался зажат между немецкими отрядами. Батальон вел бой, против накапливающихся сил противника до позднего вечера, к темноте позиции бельгийцев были уже окружены противником, и в конце концов у бельгийцев попросту закончились боеприпасы, остатки батальона вынуждены были капитулировать.

Мост Vroenhoven был основным объектом немецкого наступления, туда направлялись основные силы, которые смогли переправиться через Маас в Маасрихте, поэтому уже около 17 часов дня немцы начали наступление на 2-й батальон 18-го пехотного полка, составлявший второй эшелон обороны. Командование дивизии направило на помощь полку свой основной резерв: два взвода 7-го велосипедного эскадрона, усиленных взводом самоходок Т-13, однако этот отряд оказался рассеян ударом немецкой авиации – из четырех машин три оказались уничтожены на марше. В 21-30 командир полка, полковник Duez сообщил в штаб дивизии: «Враг использует два моста, второй эшелон атакован противником, и у меня нет резерва для поддержки этого эшелона. Враг атакует КП полка». В течении ночи с 10 на 11 мая полк оказался окончательно разгромлен. Командир полка в 4-00 получил приказ оставить свой КП и направляться на точку сбора остатков дивизии, из трех командиров полков 7-й пд он единственный избежал плена. Из примерно 3100 военнослужащих 18-го линейного полка в ходе боя 10 мая было убито 157 человек, около 300 получили ранения и почти 2400 человек попали в немецкий плен.

Правый фланг дивизии занимал 2-й гренадерский полк, именно в его полосе располагался форт Эбен-Эмаэль. Благодаря этому фактору с одной стороны полк смог построить свой боевой порядок в два полноценных эшелона: командир полка усилил пехотные батальоны огневыми средствами из состава 4-го батальона, в состав которого передал пехотную роту 2-го гренадерского батальона, получив, таким образом, 4 полноценные боевые группы. С другой стороны построение полка оказалось разорвано на две части и связь между ними оказалась очень затруднена, особенно после того как линии телефонной связи были выбиты немецкой авиацией.

В полосе 2-го гренадерского батальона располагалась цель группы «Железо» – мост в Kanne. Оборона гренадеров строилась на нескольких опорных пунктах, приспособленных для круговой обороны, артиллерийскую поддержку батальону должны были оказывать орудия форта Эбен-Эмаэль. Планеры немцев приземлились непосредственно на позиции бельгийцев, немедленно завязался ожесточенный бой, парашютисты разгромили 5-ю роту батальона, окружили командный пункт командира батальона майора Levaque, однако и сами понесли серьезные потери – командир группы был сначала тяжело ранен, а затем убит. Но самое главное заключалось в том, что бельгийцы успели своевременно подорвать мост. По команде коменданта форта, сержант Pirenne привел в действие механизм подрыва. Также были взорваны остальные мосты в полосе обороны гренадер, хотя немцы еще не успели к ним добраться. Это привело к тому, что части 269-й пехотной дивизии немцев, которые должны были закрепить успех десанта, начали скапливаться на берегу Мааса. В 8 часов утра гренадеры доложили, что немецкие саперы начали строить понтонный мост через Маас к северо-востоку от Тернайена. Огнем 4-го батальона 20-го артполка мост был разрушен, также были уничтожено скопление резиновых лодок. Немцы повторяли попытки построить мост в 13-10 и в 18-15 – всякий раз артиллерийский огонь бельгийцев пресекал эти попытки. Большое количество немецких подразделений собралось в голландской деревне Эййсден на восточном берегу Мааса в ожидании строительства моста через Маас, в 20-30 по деревне открыли огонь 20-й артполк, и форты «Pontisse», «Barchon». В результате обстрела немцы потеряли не менее 200 человек убитыми и раненными, был разбит штаб 269-й пд.

В отсутствие поддержки своей пехоты, немецкие парашютисты группы «Железо» заняли круговую оборону и были вынуждены отбиваться. Группа понесла тяжелые потери – 22 убитых и 26 раненных. От гибели десантников спасла немецкая авиация, беспрерывно атаковавшая бельгийцев с воздуха. Как ни странно, особенно эффективными оказались не «Штуки», а штурмовики-бипланы «Хеншель-123», которые используя свою потрясающую маневренность, поливали бельгийскую пехоту пулеметным огнем с неба.

Находившийся во втором эшелоне 1-й гренадерский батальон полка не был атакован парашютистами, однако неоднократно подвергался ударам с воздуха. Часть сил батальона была направлена на выручку товарищам из 2-го батальона, и была связана боем, когда в 8 часов 20 минут из штаба полка был получен приказ организовать атаку и выбить немцев из форта Эбен Эмаэль. Батальон мог выделить для атаки всего один взвод лейтенанта Вагемана, но его должны были поддержать рота велосипедистов Лимбургского батальона, взвод 7-го велосипедного батальона, и рота 11-го пехотного полка 4-й пехотной дивизии. Проблема заключалась в том, что всем этим частям еще надо было достигнуть исходных позиций для атаки, а в условиях тотального террора немецкой авиации это было весьма затруднительно. Взвод 1-го гренадерского батальона ждал подкрепления несколько часов, после чего атаковал немцев самостоятельно, но, как и следовало ожидать, успеха не добился. Немцы прижали гренадеров огнем, вынудив взвод окопаться и вступить в перестрелку с противником. В этот момент произошел казус связи – из форта в штаб 7-й дивизии сообщили об атаке немцев 1-м батальоном, но в штабе неправильно интерпретировали сообщение, предположив, что форт сообщил об успешной атаке, поэтому был отдан приказ: «Поскольку 1-й батальон 2-го гренадерского полка освободил форт Эбен-Эмаэль, контратака отменяется». Взвод Вагемана вел бой с немцами до 7 часов вечера, после чего, израсходовав все боеприпасы и потеряв половину взвода убитыми и раненными, отошел от форта. 3-й и 4-й батальоны гренадер в течении всего дня оставались пассивными зрителями боя, только в 16-30 части третьего батальона отбили попытку немцев форсировать Маас на резиновых лодках.

В течении ночи немцы переправлялись через Канал Альберта по захваченным мостам, создавая ударную группировку на левом фланге 2-го гренадерского полка, кроме этого, непосредственно у форта Эбен-Эмаэль, под прикрытием, ночи переправились на лодках подразделения 2-го батальона 151-го пехотного полка и рота 51-го саперного батальона, усилив группу парашютистов.

Днем 11 мая немцы атаковали позиции батальонов 2-го гренадерского полка со всех сторон. Бельгийцы, не получившие подкреплений и боеприпасов, продержались до 17 часов вечера. В 17-45 командир полка, полковник Herbiet направил в штаб дивизии последнее донесение, с помощью голубиной почты: «Я полностью окружен и ищу способ отступить». Полк был полностью разбит, хотя отдельные группы гренадер продолжали драться до 12 мая 1940 года. Во время боя произошел трагический инцидент, когда немецкий самолет по ошибке атаковал сборный пункт военнопленных у разрушенного моста – погибло 24 бельгийца и три немецких охранника. Командир полка попал в немецкий плен вечером 12 мая, перед пленением он сумел укрыть полковое знамя.

Непосредственно форт Эбен-Эмаэль должен был быть атакован группой «Гранит», в составе 86 человек на 11 планерах, под командованием обер-лейтенанта Витцига, однако в реальности на цель вышли 9 планеров состав группы сократился до 70 человек.
Территория форта, после постройки была отфотографирована самолетами Люфтганзы. По фотографиям была воссоздана копия форта, на которой члены групп отрабатывали свои действия после высадки. Для выведения из строя объектов форта немцы использовали накладные кумулятивные заряды, которые доставлялись на планерах и вручную крепились к объектам атаки. Отдельные боеприпасы достигали веса 50 кг и собирались непосредственно на объекте.

В принципе бельгийцы могли не опасаться прорыва вражеской пехоты в форт. Территория форта полностью простреливалась пулеметным огнем из пулеметных казематов, а 75-мм орудия во вращающихся башнях имели специальные противопехотные картечные заряды. Однако свою отрицательную роль сыграли два фактора – во-первых, в условиях мирного времени боеприпасы для вооружения хранились на складах под бункерами, и на их подачу к орудиям требовалось хоть небольшое, но время; во вторых 2-я батарея (организационно гарнизон форта делился на 2 батареи – 1-ю (купол и казематы) и 2-ю (бункера самообороны)) переходила в состоянии полной боевой готовности при непосредственном появлении противника около форта.

Численность гарнизона форта на момент его атаки, по разному приводится различными источниками – ее оценивают от 600 до 1800 человек. Штатная численность батарей форта составляла около 500 человек, однако в феврале 1940 года на форт прибыл «дублирующий» гарнизон из призывников 1940 года. Новобранцы прошли 6 недельный курс обучения, после чего собственно в форте оставался один боевой расчет, второй расчет квартировался в деревне Вонк в 7 километрах от форта. Раз в неделю проводилась ротация гарнизона. Постоянно в форте располагалось около 200 человек из числа административного и управленческого персонала, которые жили в двух казармах, расположенных неподалеку от форта. По последним данным, из бельгийских источников, ктром 10 мая 1940 года, в форте находилось 211 человек командного/административного состава, 271 человек в составе 1-й батареи, 507 человек в составе 2-й батареи. После объявления тревоги часть личного состава 2-й батареи был занят выносом имущества из казарм, которые, затем, надо было снести взрывом.

У немцев также не все шло гладко – два планера из 11 выделенных для проведения атаки вышли из строя в ходе развертывания, причем в одном из них находился командир отряда, Витциг. Тем не менее, на действиях группы это практически не сказалось, так как каждый боевой расчет имел свою собственную задачу и выполнял ее автономно.

Атака с воздуха оказалась для гарнизона форта абсолютно неожиданной. Десантники сумели в полной мере воспользоваться этой неожиданностью, выведя из строя ключевые объекты внутренней защиты форта. 4 пулемета ПВО начали вести огонь в самый последний момент. Они были целью 5-й группы десанта, пилот планера унтер-офицер Heiner Lange посадил свой аппарат настолько близко к цели, что планер снес крылом одну из зенитных установок. Выскочившие из планера десантники, забросали расчеты оставшихся бельгийских зенитных пулеметов гранатами. Четыре бельгийца сдались в плен, один был убит и двое ранены. На форт один за другим садились остальные планеры немцев, атака началась.

Оба пулеметных каземата, которые должны были контролировать территорию форта, «Ми-юг» и «Ми-Север» в момент атаки были практически пустыми – личный состав за исключением 4-х человек в «Ми-Север» занимался работами на зданиях казарм. На закрытые амбразуры «Ми-Юг» был наложен 50-кг заряд, который уничтожил огневую точку. Расчет каземата «Ми-Север» не успел привести оружие в готовность – десантники обер-фельдфебеля Wenzel подорвали 50-кг заряд на крыше каземата, убив двоих и ранив остальных бельгийцев внутри, затем пулеметы были подорваны малыми зарядами.

Из четырех трехорудийных казематов с 75-мм пушками немцы атаковали три – «Маастрихт-1», «Маастрихт-2» и «Висе-1». Первые два были полностью выведены из строя, в третьем было уничтожено одно орудие. Немцы смогли проникнуть внутрь казематов через проломы, оставшиеся в живых бельгийцы отступили по подземным галереям. Каземат «Висе-2» вообще не атаковался немцами, и весь день вел огонь по немцам, которые пытались построить понтонные мосты через Маас. Основную опасность для десантников представляли «ныряющие» башни «Север» и «Юг», орудия которых могли вести огонь картечными боеприпасами. К счастью для немцев, на подачу их к орудиям требовалось время, за которое десантники смогли подорвать выдвинутую на поверхность башню «Север» - от взрыва заряда на аварийном выходе башню заклинило, было уничтожено электроснабжение, и башня вышла из строя, немцы проникли внутрь, вынудив бельгийцев отступить. Башня «Юг» находилась в скрытом состоянии, десантники подорвали 50-кг кумулятивный заряд у нее на крыше купола, но башня сохранила боеспособность благодаря разнесенному бронированию крыши. В течение дня она выпустила более 2000 снарядов по немцам, пытавшимся форсировать Маас. Немцы атаковали ее пикирующими бомбардировщиками, но даже близкие взрывы бомб не вывели ее из строя. «Башня Юг» сохраняла боеспособность до самого конца боев за Эбен Эмаэль. Немцы нашли «оригинальное» противодействие ее картечным снарядам – они передвигались по форту, прикрываясь пленными бельгийцами. Помимо основных целей немцы атаковали два ложных купола.

Оказавшийся по стечению обстоятельств командиром десантников обер-фельфебель Wenzel разместил свой штаб в куполе башни «Север» и радировал в штаб операции о выполнении задания, а также о необходимости доставки боеприпасов и новых зарядов. По иронии судьбы главное оружие форта – башня с 2 120-мм пушками даже не была атакована немцами – она была целью расчета группы, чей планер отсоединился раньше времени от буксировщика. Однако башня была бесполезна против десантников на территории форта, от отчаянья ее расчет стрелял по десантникам из винтовки через амбразуру телескопического прицела, ранив одного из парашютистов. Башня технически могла обстреливать немцев скопившихся у мостов в Маасрихте, но разрешение на открытие огня по территории сопредельного государства было получено слишком поздно. Немцы подорвали на стволах орудий два килограммовых заряда, а затем 50-кг заряд на установке. Взрыв вывел башню из строя, обесточив ее, однако орудия сохранили способность стрелять.

В 9-30 минут немцы подорвали собранные 3-кг заряды на стволах орудий башни, сильно повредив их. В результате, после того, как в 10-00 бельгийские артиллеристы получили разрешение на открытие огня, попытка выстрелить привела к разрыву снаряда в стволе, который был разорван напополам. Основное оружие Эбен-Эмаэля было уничтожено.

В 8-30 на площадке форта приземлился еще один планер – это неугомонный обер-лейтенант Витциг, вернувшийся на аэродром, приказал везти себя в Эбен-Эмаэль резервным планером. Под его командованием десантники начали подрывать выходы на поверхность, чтобы заблокировать гарнизон под землей.

Гарнизон предпринял несколько попыток атаковать десантников – 14 человек из состава гарнизона бункера №1 двинулись было к каземату «Маастрихт-1» но были прижаты огнем десанта к земле и отошли. Поползновения артиллеристов выбраться из казематов для атаки пресекались огнем десанта. Помощь снаружи не подходила. Немцы подорвали воздухозаборники генераторов и они вышли из строя, у бельгийцев не было электричества и света. Галереи были заполнены ранеными. В течении ночи к немцам подошло подкрепление, из состава 51-го саперного батальона. Когда саперы подорвали входные люки, ведущие в галерею из захваченного каземата башни «Север», командир гарнизона, понял, что положение безвыходное, и запросил в штабе 3-го корпуса разрешение на капитуляцию. Однако командующий 3-м корпусом, генерал-лейтенант Joseph-Hubert- Godefroid de Krahe, не желая брать на себя ответственность за сдачу самой мощной крепости Бельгии врагу «любезно» разрешил майору Жотрану «самому принять решение». В полдень 11 мая, командир форта, руководствуясь п.51 из устава форта, разрешавшим сдать его в случае если оборонительное вооружение форта выйдет из строя и средства гарнизона будут исчерпаны, принял решение о капитуляции. Бельгийцы вывели из строя оставшееся оборудование ( в частности башню «Юг» опустили под землю и там из ее пушек выстрелили в стену) и сдались, из 989 человек гарнизон форта в ходе боя потерял 21 человека убитыми и 61 ранеными.

В результате боев 10-11 мая 7-я пехотная дивизия бельгийцев оказалась разгромлена наголову, к 14 мая 1940 года на сборном пункте в тылу бельгийских войск смогли собраться менее 3500 человек из 16 679 солдат и офицеров. В немецкий плен попали начальник штаба дивизии, подполковник Borremans, командир 20-го артиллерийского полка полковник Rigano, командиры 2-го гренадерского и 2-го карабинерного полков, командир саперного батальона дивизии майор Tillot. Немцы также захватили весь медицинский батальон дивизии, что, однако положительно сказалось на судьбе захваченных в плен раненных бельгийцев. Оборона бельгийской армии была прорвана.

Прорыв оборонительной линии приводит к тому, что защищать ее становится бесполезно. Бельгийцы могли попытаться нанести удар с фланга, по прорвавшимся немецким танкам, благо силы у них были, но командование бельгийской армии предпочло отдать приказ об отходе войск с канала Альберта на рубеж линии KW для соединения с силами союзников. 4-я пехотная дивизия, занимавшая позиции на левом фланге 7-й пехотной не смогла организованно отойти – несмотря на то, что ее части были атакованы всего лишь разведывательными подразделениями немцев, полки охватила паника, дивизия потеряла управление и бежала с поля боя. Командира дивизии генерал-лейтенанта René L.V.E. de Grave 14 мая 1940 года сняли с должности, дивизию принял бывший командир 7-й дивизии. Части были направлены в Гент, для переформировки.

2-я и 3-я дивизии, занимавшие Льежский УР, также были вынуждены отходить, чтобы не оказаться блокированными в Льеже. Гарнизоны фортов оставались на своих позициях, они будут драться с немцами до середины мая, в полном окружении. Отход корпуса был отвратительно организован – дивизии планировали график и маршрут движения самостоятельно отчего они зачастую совпадали. Колонны отступающих сталкивались, перемешивались, теряли управление, образовывая пробки, по которым работала немецкая авиация. Артиллерия и имущество корпуса должны была быть вывезена по железной дороге, но эшелоны также попали под удар с воздуха – 3-й артиллерийский полк потерял 25 орудий из 48, 15-й корпусной артполк – 44 орудия из 64, 2-й артиллерийский полк, который совершал марш походным порядком, потерял 5 пушек и практически все боеприпасы. Из 30 самоходок Т-13, имевшихся в корпусе было брошено 26 машин. Тем не менее, основная часть войск добралась до назначенного рубежа, поскольку немцы наступали параллельно отступающим бельгийским войскам. Остальные соединения, занимавшие канал Альбера отступили на назначенные им позиции в относительном порядке и без соприкосновения с противником – немцы еще прорывались через оборону голландцев.

Первым и вполне логичным шагом командования бельгийцев, после получения сообщения о захвате немцами мостов через Маас и канал Альберта была попытка использования ударной авиации для уничтожения мостов. Поскольку в составе ВВС Бельгии была всего одна эскадрилья легких бомбардировщиков «Фейри Бэттл» эта честь предоставляется им. На утро 11 мая 1940 года в эскадрильи оставалось 9 машин из 13 – две машины были повреждены атаками с воздуха, еще два самолета столкнулись на взлете, во время перелета эскадрильи из аэродрома Evere в Aalter. В 4-30 утра 11 мая 1940 года три звена бомбардировщиков были подняты в воздух с целью атаковать мосты Briegden, Vroenhoven, Veldwezelt. Прикрытие с воздуха им должны были обеспечить «Гладиаторы» 2-го полка, но немцы перехватили эти самолеты на подлете к точке рандеву. Из трех самолетов первого звена два были сбиты немецкими истребителями, на подлете к мосту Veldwezelt, и только пилот Kapt Pierre смог сбросить бомбы на цель, и вернуться на базу. Два из трех самолетов второго звена были сбиты немецкими зенитками над Vroenhoven, по горькой иронии третье звено эскадрильи было обстреляно уже бельгийским ПВО, два самолета были повреждены, один смог вернуться на аэродром, еще одна машина упала в расположении немцев. Третий самолет был сбит немцами, после того, как он атаковал цель. Бомбовая загрузка бельгийских самолетов состояла из 8 50-кг бомб, поэтому, несмотря на то, что пилоты добились попаданий в мосты Vroenhoven и Veldwezelt, результаты были ограничены «повреждениями парапета и дорожного покрытия». В эскадрильи осталось всего три машины, которые отныне использовались только для разведки.

Союзная авиация также приступила к атакам мостов через канал Альберта и немецких колонн двигающихся к Жамблу. 11 мая цели были атакованы 23 «Блейнхемами» 21-й и 110-й эскадрилий, 8 самолетов были тяжело повреждены зенитками, 2 были сбиты. Затем на немецкие понтонные мосты через Маас был совершен французский налет – 12 «Лео-451» под охранением 18 «Моранов» сбросили бомбы на скопление немецких войск, заплатив за это 3 сбитыми и 9 поврежденными машинами. Утром 12 мая 9 «Бленхеймов» 139-й эскадрильи были перехвачены на пути к мостам истребителями Рихтгофена, 7 машин было сбито, 1 тяжело повреждена. В полдень 24 «Блейнхема» 15-й и 107-й эскадрилий пытались прорваться к мостам, были перехвачены немецкими истребителями, которые сбили 10 и повредили 14 английских машин. Немецкие колонны днем были атакованы 18 французскими штурмовиками Br.691. Их встретил огонь зенитных автоматов немцев. Восемь машин было сбито во время этого налета, один штурмовик повредили так сильно, что он разбился при посадке, еще одна севшая на аэродром машина восстановлению не подлежала. Это была цена за 15 минутную задержку немецкого продвижения.

В этот же день на мост Vroenhoven совершили самоубийственную атаку 5 английских «Фейри Бэттл» из состава 12-й эскадрильи, под прикрытием 8 «Харрикейнов». В результате воздушного боя 5 английских истребителей было сбито, 3 тяжело повреждено. Из 5 бомбардировщиков на базу вернулся один, остальные были сбиты зенитками над целью, погибший лидер эскадрильи и его стрелок посмертно были награждены «Крестом Виктории». Результатом налета было «легкое повреждение моста». После 12 мая ВВС союзников на севере действовали спорадически – к этому моменту выяснилось, что немцы прорвались через Арденны и пилотам пришлось умирать в другом месте.

Танки Гепнера успешно прорвались к Жамблу, где 12 мая 1940 года началось первое встречное танковое сражение Второй мировой войны.

Для желающих поддержать проект:

Сбербанк: 2202200357579240 Котов Алексей Иванович

Яндекс-кошелек: 410016120136991

PayPal: alkotov1979@gmail.com​