Из цикла «Романовы. Взлёт или проклятие династии?»
Её похороны говорят о многом...
Царевна Татьяна Михайловна Романова (5 (15) января 1636 — 24 августа (4 сентября) 1706 гг.) - дочь царя Михаила Фёдоровича Романова от брака с Евдокией Лукьяновной Романовой-Стрешневой.
Царевна и великая княжна Татьяна Михайловна скончалась в первом часу ночи 24 (4 сентября) августа 1706 года на семьдесят первом году жизни.
Царь Петр I не всегда участвовал в похоронах близких родственников. Но, всё же решил проводить в скорбный путь последнюю из своих тёток, а с ней и целую эпоху.
Он не очень-то любил княжну Татьяну Михайловну за то уважение, что оказывала ей в своё время его «буйная» сводная сестрица - царевна Софья Алексеевна, так что держал покойную до самой смерти почти на голодном пайке.
И тем не менее, по его указанию из уважения к самому старшему члену семьи похороны проходили по старой русской традиции: всё происходило достаточно быстро по давно заведённому маршруту следования, с участием всех кому положено входить в состав процессии, с соблюдением цветов убранства и с использованием необходимых ритуалов.
Уже в день смерти гроб с телом царевны под звон благовеста на Ивановской колокольне комнатные стольники вынесли из её покоев по лестнице на площадь и установили там, на приготовленный одр, обитый алым сукном. Здесь присутствующие выстроились в процессию и одр с гробом под колокольный звон кремлёвских церквей понесли мимо церкви мученицы Екатерины до Вознесенского монастыря Московского Кремля.
Перед гробом с молитвенным пением шли священники и дьяконы с иконами и крестами, за ними певчие «государынь цариц и царевен», с женской половины царской семьи, следом патриаршие певчие, архиерейские дьяки и певчие, по очереди певшие «надгробное пение».
Перед гробом несли его кровлю с покровом из муара брусничного цвета с узорами, вышитыми золотыми и серебряными нитями. Сам гроб был покрыт травчатым атласом с золотым шитьем.
За гробом шествовали царь Петр I, следом в «печальном смирном» платье со свечами царицы Марфа Матвеевна и Прасковья Фёдоровна, царевны-племянницы Мария Алексеевна, Наталия Алексеевна и Екатерина Иоанновна.
«По обе стороны их государского пути» шли бояре, окольничие, думные и ближние люди, в основном одетые уже по новой моде в чёрные французские и саксонские кафтаны. В конце процессии все в чёрном платье со свечами плелись комнатные и ближние люди, боярыни и жены приближённых, стольники, стряпчие, московские дворяне, дьяки, жильцы и прочий люд.
Во время принесения тела в монастырь колокольный звон производился «тихим возгласием», в монастыре звонили «по обыкновению».
В соборной церкви Вознесения Господня Вознесенского монастыря Московского Кремля после божественной литургии митрополитами с собором было совершено погребение тела царевны Татьяны Михайловны Романовой.
По приказу царя Петра I традиционно у могилы производился сорокадневный караул, обязательный для похорон царственной особы - во всю «четыредесятницу переменялись в сутки, дневали и ночевали боярские и окольничие и думных людей жены». Это было знаком уровня приближенности представителей родов к царствующему Дому и почетной обязанностью, дававшей возможность проявить верноподданнические чувства ко всей правящей фамилии.
В «Чине погребения» роспись участников дневания в первую очередь отводилась родственникам. В похоронах у женских могил дежурили дамы. У могилы царевны Татьяны Михайловны Романовой в дневаниях принимали участие представительницы семей: Черкасских, Апраксиных, Долгоруковых, Салтыковых, Волконских, Лихачевых, Шереметевых, Львовых, Лопухиных, Хованских, Жироваго-Засекиных, Нарышкиных, Стрешневых, Голицыных, Мусиных-Пушкиных, Головиных, Шаховских, и других родов, а также представители московских чинных людей, стольники и дворяне по пять человек в сутки, фамилии их, в связи с небольшой значимостью во властной иерархии, не указывались…
Таким образом, как бы тяжело не было, своенравный и своевольный царь Пётр отдал долг женщине, во многом олицетворявшей эпоху первых Романовых.
Царевна Татьяна Михайловна родилась в Москве 5 (15) января 1636 года.
Имя получила, возможно, в честь сестры в честь единственной сестры царя Михаила Фёдоровича — царевны Татьяны Фёдоровны, жены князя Ивана Михайловича Катырева-Ростовского, умершей в осаждённой поляками Москве.
В год рождения царевны Татьяны Михайловны в опустошённом страшным пожаром 1626 года Московском кремле был достроен каменный царский дворец. Златописцы искусно расписали потолки и стены каменных хором серебром и золотом, дополнив рисунки яркими красками. Там и жила на половине царевен Татьяна с сестрами Ириной и Анной.
В девять лет осталась она сиротой. На царский престол взошёл её старший брат - Алексей Михайлович, любивший и ценивший сестру, которая отвечала ему взаимностью.
Её мир не замыкался рукодельем в теремных покоях. Из многих царских грамот и указов мы узнаём о присутствии царевны Татьяны Михайловны на государевых и патриарших приёмах, семейных праздниках и торжественных выходах, на молебствиях по случаю побед, и на торжествах о приведении к присяге.
Она стала крёстной матерью царевен Марфы Алексеевны, Марии, Феодосии и Екатерины Иоанновных и царевича Алексея Петровича.
Царевна Татьяна Михайловна во многом поддерживала царя Алексея Михайловича, одобряла его нововведения и реформы патриарха Никона.
Для Святейшего Патриарха Никона она стала истинным духовным чадом и другом. По легенде, именно царевна Татьяна Михайловна Романова обратила внимание Никона на схожесть ландшафта окрестности реки Истры со Святой Землей.
Когда Никона сослали в далёкий Кирилло-Белозерский монастырь, царевна Татьяна Михайловна ходатайствовала перед своим племянником - царём Фёдором Алексеевичем об улучшении участи Никона и переводе его в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Но добилась лишь того, чтобы царь написал утешительное письмо низложенному патриарху. Когда в 1681 году Никон скончался, то по ходатайству царевны Татьяны Михайловны его тело было перенесено и торжественно погребено в одном из приделов главного храма Воскресенского монастыря.
В память о патриархе Никоне, царевна Татьяна Михайловна в 1691 году принесла в дар Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю ковчег со святыми мощами — «длань десные руки» мученицы Татианы.
На её пожертвования была построена церковь Рождества Христова в Ново-Иерусалимском монастыре, Татьянины и трапезные палаты (1686-1692 гг.).
Она заложила традицию царских выездов в Новый Иерусалим на богомолье, которая сохранялась вплоть до начала XX века.
Царевна обладала многими талантами. Так, ей приписывается авторство портрета Святейшего Патриарха Никона.
В книге архимандрита Леонида Кавелина о рукописях Воскресенского монастыря упоминается синодик царевны, а также и ее картины.
Царевна Татьяна Михайловна Романова становится «старшим членом» царской семьи после смерти старших сестёр - царевен Ирины и Анны. Отныне она следила за соблюдением придворных обычаев. В семейных торжествах ей отводили почётное место.
Во время правления её племянницы Софьи Алексеевны царевна Татьяна Михайловна пользовалась её особым расположением и получала от неё большую материальную поддержку. В присутствии правящей царевны Татьяну Михайловну всегда усаживали на более почетное место, чем вдовствующую царицу.
В 1689 году царевна Софья Алексеевна, во время борьбы за власть со своим единокровным братом Петром Алексеевичем, посылала тётку на переговоры к царю. Французский дипломат Фуа де ла Нёвилль, побывавший в России и написавший по итогам своего путешествия «Любопытное и новое известие о Московии» сообщает: «Царевна также поддержала этот запрет. Но стрельцы не придали ему большого значения и явились в Троицу, чтобы убедить Петра в своей верности. Рассудив об этом и узнав, что большая часть бояр перешла на сторону Петра, она решила примириться с ним. Ввиду этого она (царевна Софья году - прим. автора) послала к своему брату двух своих тёток по отцу, царевен Анну Михайловну, Татьяну Михайловну и одну из своих сестер, Марфу Алексеевну».
Придя к власти, Пётр не смог до конца простить тётке её дружбу с Софьей и задвинул Татьяну Михайловну на задворки дворцовой жизни, заодно изрядно урезав денежное содержание. Не прибавляли царю радости и её бесконечные просьбы смягчить участь опальных сводных сестёр.
И всё-таки Татьяна Михайловна умудрялась оказывать денежную помощь царевне Марфе Алексеевне, которую, как и царевну Софью, насильно заточили в монастырь. Как могла, помогала и другим племянницам.
Умерла в Москве 24 августа (04 сентября) 1706 года. Похоронена в Вознесенском соборе Вознесенского девичьего монастыря Московского Кремля.
Надпись на крышке её саркофага: «Лета от рождества Христова 7214 году августа против 24 числа в нощи перваго часа в последней четверти на память святаго священномученика Евтихия преставися раба божия благовернаго государя царя и великаго князя Михаила Федоровича всея Росии самодержца дщерь благоверная государыня царевна и великая княжна Татиана Михайловна и погребена на сем месте августа 24 дня а всех лет жития 72 лета».
В 1929 году её останки перенесены в подвальную палату Архангельского собора Московского Кремля.
продолжение следует… Автор: Владлен Дорофеев
Фотоматериал использован из свободного доступа Яндекс и является иллюстрацией мыслей автора.
Другие публикации автора из цикла «Романовы. Взлёт или проклятие династии?»:
Спасибо за внимание!