Найти тему
Rocket Science

Правда, что студенты, которые рисуют на лекции, лучше запоминают информацию?

Оглавление

Неправда. Запоминать новый материал лучше всего помогает старый добрый конспект. Если слушать лектора, механически заштриховывая квадратики или кружочки, это просто не поможет, а если рисовать абстрактные узоры, то еще и помешает запомнить материал.

С чего ученые взяли, что рисование и память вообще хоть как-то связаны?

Все началось с исследования профессора психологии Джеки Андраде. Результаты эксперимента, которые она опубликовала в 2010 году, позволяли сделать вывод — если рисовать во время лекции, можно запомнить больше, чем если просто слушать лектора.

В исследовании Андраде 40 участникам поставили двухминутную запись скучного телефонного разговора, в котором упоминались имена людей, собиравшихся на вечеринку. Те участники эксперимента, которые слушали запись, заштриховывая квадратики и кружочки, запомнили на 29% больше имен, чем те, которые просто пытались запоминать имена, ничего при этом не рисуя.

Джеки Андраде предположила, что все дело в концентрации внимания. По ее версии, участники эксперимента, которые одновременно рисовали и слушали, меньше отвлекались на посторонние мысли, смартфоны и друг на друга. Звучит логично — ведь на штриховку тратится меньше умственной энергии, чем на общение в мессенджере!

В 2017 году психологи из Университета штата Невада решили проверить, так ли это на самом деле, — а заодно выяснить, поможет ли рисование студентам, которые будут делать абстрактные зарисовки или писать заметки, а не штриховать геометрические фигурки.

Исследователи набрали 93 студентов и поставили им запись разговора об отпуске, проведенном на Гавайях. Всех студентов разделили на четыре группы. Студенты из первой группы слушали разговор, штрихуя фигурки, из второй группы — рисовали абстракции, из третьей — делали конспект разговора, а из четвертой — просто пытались запомнить разговор на слух.

Результаты экспериментаторов разочаровали. Оказалось, что лучше всего запомнили разговор студенты, которые писали конспект. Между теми, кто просто запоминал и заштриховывал фигурки, разницы почти не было, хотя штриховавшие студенты справились чуть лучше. А вот студенты, рисовавшие абстракции, справились хуже всех.

Исследователи предположили, что студентов, рисовавших все, что в голову взбредет, подвела многозадачность. Ведь от них требовалось не только запоминать, о чем говорилось в записи разговора, но и раздумывать над композицией и техникой рисунка. Скорее всего, штриховавшие фигурки студенты справились лучше только потому, что перед ними стояла более простая задача, которая меньше отвлекала от главного дела. Увы: люди способны хорошо выполнять только одну задачу за раз.

А есть ли разница, как конспектировать лекцию — на ноутбуке или от руки?

Есть, и еще какая. Оказывается, студенты, которые печатают заметки, хуже воспринимают объяснения лектора, чем их товарищи, которые «по-старинке» конспектируют от руки.

Когда студентов, использовавших оба типа записи, опрашивали через полчаса после лекции, разницы между ними не было. Зато через неделю студенты, писавшие ручкой в тетради, помнили общий смысл лекции куда лучше. Возможно, дело в том, что писать от руки получается медленнее, чем печатать. Чтобы записать хоть что-то, приходится выхватывать суть, которая и остается в памяти.

Простой совет для тех, кому приходится много учиться: пишите от руки. Это куда полезнее, чем рисовать — и надежнее, чем печатать.

Автор: Даниил Давыдов

14 сентября в Москве пройдет Rocket Science Fest для тех, кто хочет знать, как научный и системный подход к здоровью увеличит продолжительность жизни, ее качество, а также повысит личную эффективность. Хотите узнать больше — следите за страницей мероприятия!