Неправда. Запоминать новый материал лучше всего помогает старый добрый конспект. Если слушать лектора, механически заштриховывая квадратики или кружочки, это просто не поможет, а если рисовать абстрактные узоры, то еще и помешает запомнить материал.
С чего ученые взяли, что рисование и память вообще хоть как-то связаны?
Все началось с исследования профессора психологии Джеки Андраде. Результаты эксперимента, которые она опубликовала в 2010 году, позволяли сделать вывод — если рисовать во время лекции, можно запомнить больше, чем если просто слушать лектора.
В исследовании Андраде 40 участникам поставили двухминутную запись скучного телефонного разговора, в котором упоминались имена людей, собиравшихся на вечеринку. Те участники эксперимента, которые слушали запись, заштриховывая квадратики и кружочки, запомнили на 29% больше имен, чем те, которые просто пытались запоминать имена, ничего при этом не рисуя.
Джеки Андраде предположила, что все дело в концентрации внимания. По ее версии, участники эксперимента, которые одновременно рисовали и слушали, меньше отвлекались на посторонние мысли, смартфоны и друг на друга. Звучит логично — ведь на штриховку тратится меньше умственной энергии, чем на общение в мессенджере!
В 2017 году психологи из Университета штата Невада решили проверить, так ли это на самом деле, — а заодно выяснить, поможет ли рисование студентам, которые будут делать абстрактные зарисовки или писать заметки, а не штриховать геометрические фигурки.
Исследователи набрали 93 студентов и поставили им запись разговора об отпуске, проведенном на Гавайях. Всех студентов разделили на четыре группы. Студенты из первой группы слушали разговор, штрихуя фигурки, из второй группы — рисовали абстракции, из третьей — делали конспект разговора, а из четвертой — просто пытались запомнить разговор на слух.
Результаты экспериментаторов разочаровали. Оказалось, что лучше всего запомнили разговор студенты, которые писали конспект. Между теми, кто просто запоминал и заштриховывал фигурки, разницы почти не было, хотя штриховавшие студенты справились чуть лучше. А вот студенты, рисовавшие абстракции, справились хуже всех.
Исследователи предположили, что студентов, рисовавших все, что в голову взбредет, подвела многозадачность. Ведь от них требовалось не только запоминать, о чем говорилось в записи разговора, но и раздумывать над композицией и техникой рисунка. Скорее всего, штриховавшие фигурки студенты справились лучше только потому, что перед ними стояла более простая задача, которая меньше отвлекала от главного дела. Увы: люди способны хорошо выполнять только одну задачу за раз.
А есть ли разница, как конспектировать лекцию — на ноутбуке или от руки?
Есть, и еще какая. Оказывается, студенты, которые печатают заметки, хуже воспринимают объяснения лектора, чем их товарищи, которые «по-старинке» конспектируют от руки.
Когда студентов, использовавших оба типа записи, опрашивали через полчаса после лекции, разницы между ними не было. Зато через неделю студенты, писавшие ручкой в тетради, помнили общий смысл лекции куда лучше. Возможно, дело в том, что писать от руки получается медленнее, чем печатать. Чтобы записать хоть что-то, приходится выхватывать суть, которая и остается в памяти.
Простой совет для тех, кому приходится много учиться: пишите от руки. Это куда полезнее, чем рисовать — и надежнее, чем печатать.
Автор: Даниил Давыдов
14 сентября в Москве пройдет Rocket Science Fest — для тех, кто хочет знать, как научный и системный подход к здоровью увеличит продолжительность жизни, ее качество, а также повысит личную эффективность. Хотите узнать больше — следите за страницей мероприятия!