Недавно поспорил с монархистами про то, что именно царь Николай II был главным виновником поражения России в войне с Японией. Но нет, монархисты горой стояли на том, что добрый царь Николай II специально мир Портсмутский подписал в 1905г. после того, как ему доложили, что для победы нужен 1 млрд. рублей (царских, заметим) и 200 тыс. жизней солдатиков. И тут добрый царь солдатиков пожалел, да и казну поберег от растрат. Вот так и отдал русские земли Порт-Артур (на тот момент русский порт) и половину острова Сахалина (за что председатель совета министров Витте от оппозиции и революционеров получил обидное прозвище «Полусахалинский»).
Ну вот любят монархисты Николая II, святым считают… И даже про эффективность руководства войсками Николая II в этот период написали, что «ты сильно удивишься, но японские потери были не меньше».
И вот что отвечать? Царь добрый? Ну, да мир подписал, типа добрый, солдатиков пожалел.
Святой? Ну да, и святой тоже. Церковь об этом позаботилась…
Японцы много своих солдат потеряли? Да прилично потеряли, сопоставимо с нашими потерями…
Так с чего начать спор? Наверное, с инцидента в Оцу! А уж потом про «победы» Николая II (здесь все монархисты как-то сразу сникают).
И так, начнем!
Мы все знаем, что при приёме на хорошую работу психиатр спрашивает на медкомиссии: «Черепно-мозговая травма была?».
Давайте разберемся в этом вопросе применительно к последнему русскому самодержцу.
Отец Николая II, император Александр III, в октябре 1890 года отправил своего наследника в заграничное путешествие по Восточным странам, для того, чтобы цесаревич мир посмотрел, себя показал, да уму разуму поднабрался…
Большую часть пути двадцатидвухлетний Николай II и его свита проделали на крейсере «Память Азова». Среди окружения и свиты наследника был греческий принц Георг, второй сын греческого монарха и правнук Николая I. По дороге они посмотрели египетские пирамиды, затем посетили Аден, Индию, Цейлон, Сингапур, Яву, Сиам (Таиланд), город Нанкин (Китай), и последней страной оказалась Япония, куда они прибыли 15 апреля 1891 года. После посещения ряда городов они добрались до Киото. Неподалёку от него находилось озеро Биву, на берегу которого и располагался город Оцу, где они посетили местный храм.
11 мая 1891 года во втором часу кортеж Николай II, состоящий из полусотни рикш, которые везли цесаревича и его свиту, проезжал по узким улочкам города Оцу. В это время и было совершено нападение на наследника русского престола.
Японский полицейский, или, как потом отобразилось в русском фольклоре, «японский городовой» Цудо Сандзо, выхватил саблю и нанес два удара по голове Николая II.
Первый удар смягчил цилиндр, который был надет на голове цесаревича, он же, судя по всему, и помешал японцу нанести точный удар. Однако брызнувшая кровь наследника указывала, что удар всё же достиг цели.
Всё-таки, как-никак, Цудо Сандзо в прошлом был самураем. После первого удара Николай II бросился бежать, чем и спас свою жизнь. Второй удар, нанесенный впопыхах и в погоне, был тоже неточен и тоже прошел по касательной относительно головы наследника.
Тут к Николаю II, пришел на выручку греческий принц Георг, который бамбуковой тростью сумел сбить с ног самурая, а подскочившие рикши набросились на злоумышленника, повалили его на землю и обезоружили.
Тут же на крыльце одного из магазинов Николаю II оказали первую медицинскую помощь.
Википедия указывает, что:
«Согласно медицинскому заключению, составленному в день покушения, Николай имел следующие повреждения:
· затылочно-теменную рану линейной формы длиной 9 сантиметров с разошедшимися краями, проникающую через всю толщу кожи до кости и находящуюся в области правой теменной кости;
· лобно-теменную рану длиной 10 сантиметров, выше первой на 6 сантиметров, идущую почти параллельно ей и проникающую через всю кожу до кости;
· поверхностную поперечную рану длиной около 4 миллиметров на правой ушной раковине;
· поверхностную поперечную рану длиной около 1 сантиметра на тыльной стороне кисти правой руки, между указательным и большим пальцами.
Во время обработки лобно-теменной раны был извлечён осколок кости клиновидной формы длиной около двух с половиной сантиметров.
По окончании перевязки Николай снова сел в коляску и в сопровождении свиты и построенных для его охраны солдат добрался до губернаторского дома, где ему сделали новую перевязку. После этого цесаревич был доставлен в Киото, где ему врачами российской эскадры были наложены швы».
Обратили внимание, какой осколок кости вытащили из черепа будущего царя? Это и есть черепно-мозговая травма. И вряд ли честный психиатр дал бы такому пациенту «добро» на работу на ответственной должности, от которой зависят судьбы миллионов людей…
А что мы имеем в оконцовке после инцидента в Оцу?
А мы имеем классический пример удара «отсроченной смерти». Но только удар этот был нанесен Российской империи, судьба которой была неразрывно связана с последним царем, оказавшимся политическим аутсайдером. И во многом вследствие черепно-мозговой травмы, нанесенной катаной (саблей) самурая.
А с тех далеких событий в народе пошла гулять русская поговорка «Вот японский городовой». Так говорят когда случается что-то неожиданное и неприятное…