Предприятие было запущено 7 сентября 1826 года под названием «Александровский завод». С 1843 года завод стал важным поставщиком подвижного состава для строящейся сети российских железных дорог. В 1845 году на Александровском заводе был выпущен первый отечественный паровоз. В 1850 году начался выпуск пассажирских вагонов.
1959 г. Пролетарский паровозоремонтный завод переводится на выпуск тепловозов с гидромеханической передачей. Переименован в Ленинградский тепловозостроительный завод (ЛТЗ).
1964 г. На выставке железнодорожной техники в Москве, тепловоз с маркой ЛТЗ получил высокую оценку руководства страны.
Начало производства судового и энергетического оборудования
1960-е гг. Отечественный флот уверенно выходит на океанские просторы. Его создание требует новых уникальных судовых машин с приближением их производства непосредственно к судостроительным заводам и проектным организациям, многие из которых находились в Северо-Западном регионе. На тот момент более других отвечал поставленным перед судостроителями задачам Ленинградский тепловозостроительный завод.
1963 г. Завод переводится на выпуск судовых механизмов.
Середина 1970-х гг. Предприятие, в состав которого вошли Пролетарский завод, Центральный научно-исследовательский институт судового машиностроения (ЦНИИ СМ) и завод «Экономайзер» становится крупным научно-производственным объединением.
С присоединением завода «Экономайзер», предприятие обрело новую специализацию - энергомашиностроение.
1992 г. НПО «Пролетарский завод» было преобразовано в ОАО «Пролетарский завод», оставаясь при этом одним из немногих уникальных предприятий судостроительной промышленности, сохранивших структурную целостность и профиль производства.
В последние годы предприятие специализируется на судовом и энергетическом машиностроении. На предприятии для гражданских судов и ВМФ создаются корабельные механизмы, системы и комплексы, в ряде случаев не имеющие аналогов в отечественной практике. Кроме того, предприятие выпускает широкий спектр продукции для строительства, транспорта, сельского хозяйства и других отраслей. Завод в том числе является поставщиком «Газпрома» и ОАО «Росэнергоатом».
29 апреля Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области принял к рассмотрению заявление о банкротстве ОАО «Пролетарский завод». Истцом выступает государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ). Как сообщил «Фонтанке» директор департамента управления активами АСВ Андрей Дерябин, завод должен агентству около 2 миллиардов рублей.
История этого долга такова. «Пролетарский завод», контрольный пакет которого с 2004 года принадлежит группе банкира Гительсона (Восточно-Европейская финансовая корпорация (ВЕФК), периодически брал кредиты в банках своего основного акционера ОАО «Петро-Аэро-Банк», ОАО «Инкасбанк», ОАО «Банк ВЕФК».
«Банк ВЕФК» после утраты платежеспособности в 2008 году перешел под контроль АСВ. После успешной санации банк был продан банку «Открытие», потеряв статус юридического лица и став филиалом последнего (осень 2010 г.) под названием «Петровский». Последние непогашенные кредиты все как один были взяты в «Банке ВЕФК» сроком на 1 год. Сроки расплаты по ним наступили с февраля по июль 2009 года.
Известно, что структуры, близкие к «Газпромбанку», интересовались покупкой акций «Пролетарского завода», но в начале 2011 года от этих планов отказались, так как основной реальный владелец предприятия – банкир Александр Гительсон до сих пор разыскивается по делу о выводе средств из своих банков.
По данным СМИ, численность персонала завода – 1700 чел., площадь производственных зданий – 130 тыс. кв. м.