Найти тему
Опыт управленца

Изменения рынка труда в мире

Оглавление

Сеть компаний PricewaterhouseCoopers в 2017 году исследовала рынок труда и выделила топ-5 направлений.

Демографический сдвиг

В цивилизованных государствах численность пенсионеров превышает число трудоспособного населения. В европейских странах насчитывается 25% рабочего населения, возраст которого 60 лет. Проанализировав ситуацию, эксперты пришли к выводу, что к 2050 году их количество увеличится до 50%. Составы компаний будут представлены работниками разных возрастных групп.
Молодое поколение нуждается в хорошем коллективе и активном общественном окружение. Цель более старшего – зарабатывать деньги, чтобы обеспечить достойную жизнь, так они и идут к цели, выполняя должностные обязанности. Такие люди разграничивают работу и личную жизнь.
Мотивационная система должна прогрессировать, учитывая особенности поколений. Например, задействовать геймификацию для людей солидного возраста не имеет никакого смысла.

Урбанизация

С каждым годом все больше жителей осваиваются в городах. Жизнь, общение, мировосприятие непосредственно зависят от размера поселения. Из-за огромного количества информации и общения, жители мегаполисов становятся более замкнутыми.
Большой город – общество людей, погруженных в собственный мир и индивидуалистов. Крупные организации используют социальные сети и внутрикорпоративные общественные площадки, чтобы люди услышали их.
Самым действенным способом для осведомления сотрудников оказалась социальная сеть Facebook.
Влияние урбанизации и активного образа жизни создали новый запрос к балансу работы и жизни – человеческий ресурс.
Именно поэтому работники, живущие в мегаполисах, нуждаются и надеются на получение социальных пакетов, содержащих разнообразие вариантов отдыха.

Сдвиг экономических сил

Эксперты уверенны, что в 2050 году в развивающихся странах будет самая перспективная экономика. Основными станут Азия и Южная Америка, это окажет воздействие на трудовую миграцию.
В основном профессионалы выезжали в Европу и США – самые развитые страны, но теперь, когда экономика станет успешной, они все вернутся на родину.
Китай уже столкнулся с этим явлением: жители получают образование в Европе, работают там в течение нескольких лет, а после едут домой.

Изменение климата и окружающей среды

Людей заинтересует расход природных ресурсов только тогда, когда они поймут, что их осталось катастрофически мало. Забота об экологии станет неотъемлемой частью жизни, а не модой.
В 2050 люди не будут устраиваться в компании, не заботящиеся об окружающей среде.
Поэтому бизнесменам, которые хотят развиваться, желательно уже сейчас акцентировать свое внимание на ее сохранении.

Технологический прорыв

Инновационный прорыв сказался на жизни человека не только положительно, но и отрицательно. Технологии способствуют руководству процессами, но негативно влияют на общение между людьми.

Влияние инноваций на управление

Технологии изменили способы управления. Механизация процессов, бесплатные сообщения, связь «за копейки» и Всемирная паутина – дали возможность для быстрой связи, удаленной работы и распределенных команд.
Сервисы, созданные для управления проектами, например, Jira, сделали работу руководства более легкой, потому что все нужное находится в одном месте. Четко видно, соблюдены ли дедлайны и есть ли потребность в помощи. Процессы стали доступнее.
Управляющему проще наблюдать за тем, как выполняются задания, даже в том случае, когда работа удаленная. Увеличивается скорость, уничтожаются границы, единственный звонок может собрать людей со всего мира. На данном этапе возникают новые трудности из-за разногласий культур.
Мотивация у каждого человека своя, поэтому общение с различными представителями наций имеет свои особенности. На общем звонке нужно уметь договариваться и докладывать информацию, чтобы было понятно всем. Руководителям международных организаций следует усовершенствовать экспертизу пересечения культур.
Устранение границ между профессиональной деятельностью и личной жизнью, с одной стороны, плюс, так как работник не привязан к точному времени. С другой – оставаясь на связи в течение рабочего дня, это та же работа.

Заменяем таланты

Прием на работу таланта – везение или запланированный план? Луи Пастер говорил, что удача предпочитает подготовленные умы. Бизнес и удача – несовместимые вещи, вы сами выбираете наиболее подходящего сотрудника из предложенных.

«Поймали» звездного сотрудника – не выдыхайте. В организации всегда должен быть запасной вариант, на случай увольнения или длительного отпуска. Нужно «бэкапить» звездных сотрудников!

В компании всегда должна существовать достойная замена на случай временного отсутствия или ухода руководителя/ ведущего эксперта.
Вы можете воспользоваться другим способом. Создать такие условия, чтобы уход ключевого сотрудника не повлиял на работу компании. Сотрудники-звезды необходимы организациям, но не стоит забывать о «середнячках». Ведь сильную компанию можно сделать путем грамотной организации сотрудников среднего уровня.

Хочешь идти – иди

Чтобы заменить работника потребуются финансовые вложения. Честно говоря, приспосабливание, привыкание к должности, возобновление эффективности – огромные инвестиции.
Заметим, что организации экономнее принять на работу сотрудника и продолжать сотрудничать с ним до самой пенсии.
Не все люди на такое способны, ведь каждому свойственно уставать, болеть и терять интерес ко всему, даже к работе. Руководство компании должно создать комфортные условия труда и проявить заботу к сотрудникам, чтобы не допустить вышесказанного.
Питер Друкер говорил, что истощение – результат скуки, а не напряженного труда.

Человек должен любить то, чем занимается, ощущать мотивацию и тогда скучать не придется.

Сотрудник, заинтересованный работой, – полон энергии, сил и продуктивности. В случае, если мотивация отсутствует, работник – токсичен и может заразить других, поэтому его нужно отпустить со спокойной душой.
Лучше не доводить до критической точки и приложить все усилия, чтобы не упустить ценного сотрудника.

Оцениваем эффективность

Должностная обязанность менеджера – сплотить коллектив и проделать тернистый пусть вместе с компанией от начала до достижения цели.
Показатель эффективности – результат, и, если он есть, менеджер успешен. Потом можно говорить о способах достижения результата.
Отсутствие результата – проблема, поэтому нужно искать причину. Чаще всего – это слепое подражание теоремам эффективного управления, но с таким сталкиваются исключительно неуверенные или менеджеры, которые выросли из специалистов. Эти менеджеры эффективные (
effective), но не действенные (efficien).
Научные знания представляют собой инструкцию, которая проведет от начала до конца. Она состоит из 10 шагов, включающих правила. Выполняя это, менеджер становится
effective.
Менеджер – тот, главная цель которого достижение результата, а не соблюдение правил (не значит, что нужно наплевать на все). Он знает, как нужно поступать, оценивает эффективность своих действий в организации в целом, обстановке на рынке, в моральном состоянии коллег.

3 шага к успешному менеджеру

Чтобы стать профессионалом в своем деле достаточно научиться управлять собой, коллегами и социумом. Стоящий руководитель эффективен на всех трех этапах.

  • Управление собой. Шаг, который касается только вас, является самым узким и главным. Менеджер, владеющий самоуправлением, – опора для всей команды. Неуверенность в себе, стрессы и постоянное недовольство управляющего не располагают к сотрудничеству и подрывают командный дух.
    Совет:
  • поддерживать баланс между профессиональной деятельности и личной жизнью;
  • иметь правильный распорядок дня;
  • вырабатывать стрессоустойчивость.
  • Помните, забота о себе – главное.
  • Управление командой. Руководитель должен вызывать доверие и уметь располагать к себе людей, для этого нужно усовершенствовать эмоциональный интеллект. Профессионал в своем деле должен:
  • делиться информацией, которая касается развития команда и организации;
  • поддерживать связь 24/7;
  • создавать комфортные условия и понимать настроение работников.
  • Управление окружением (общество за пределами команды, обстановка в государстве). В данном случае нужно уметь мысли как аналитически, так и критически. В обязанности руководителя входит:
  • оценка рыночной обстановки;
  • изучение ситуаций в стране и мире;
  • анализ событий, которые могут коснуться команды и компании.
  • Также можно руководить сетью контактов (нетворкинг). В мире, который вас окружает, можно столкнуться не только с шансами и запугиваниями. Можно отыскать менторов и ролевые модели для развития.
    Окружающая среда может отнестись к первому и второму шагу приветливо, а может – настороженно. Самое главное – уверенно управлять окружением.
    Миросозерцание играет большую роль для улучшения эффективности менеджера. Большего результата достигают люди, обладающие мировоззрением роста или с «активной жизненной позицией».
    Такие люди способны отыскать позитивную сторону в самой негативной ситуации, а не удачи используют как опыт к счастью. Менеджер, обладающий такими качествами, всегда будет идти к своей цели, и добиваться высоких результатов. Сдаваться и опускать руки – не о нем.

Переход на позицию менеджера

С чего начать переход на позицию менеджера?

  • Не изобретайте велосипед. Накопилось достаточно много знаний об управлении. Появились новые авторы, но не стоит забывать классиков. Изучите «Основы работы с персоналом», которые сформулировал Питер Друкер. Данные основы остаются актуальными для современных человеческих ресурсов.
    Прозрачность компании, противостояние с выцветанием, ценности, заложенные внутри организации и так далее.
  • Разберитесь с управлением проектами. Руководитель должен понимать, что такое проект, какие жизненные этапы в проекте есть, какие проблемы могут быть, как управлять временем, как управлять требованиями, что такое планирование и так далее. Об этом можно почитать в книге «Управление проектами. Правильный путь для начинающих».
  • Разберитесь в работе компании. Руководитель должен хорошо разбираться в бизнесе и знать, как он работает.
  • Прокачивайте эмоциональный интеллект. Одной теории недостаточно, поэтому нужно уметь использовать на практике управленческий инструментарий. Старайтесь быть более чувствительным, ощущать атмосферу в коллективе, ставьте себя на место работника, индивидуализируйте каждого.
    Высокоразвитый эмоциональный интеллект вызывает стопроцентное доверие. Доверие и ощущение надежности – большой успех.
  • Обращайтесь за помощью к HR. Менеджер по работе с персоналом должен уметь растить руководителей из экспертов. Он обеспечит нужным оборудованием, посоветует какие знания нужно улучшить, поможет составить программу обучения, подскажет хорошие курсы.