Найти тему

Домашняя мозаика. Тайна девятого этажа

Оглавление

Сегодня у нас мода на все советское. Сначала к нам вернулась проверенная временем мелодия Государственного гимна. Затем состоялись зимние олимпийские игры в Сочи, воскресившие в памяти старшего поколения московскую Олимпиаду-80. Совсем недавно даны старты новым пятилетним планам, что, конечно же, правильно. Если так пойдет и дальше, то вскоре снова запыхтят стоящие на запасных путях паровозы, унося в туманные дали счастливых энтузиастов на освоение целинных и залежных земель.

Что тут скажешь? Наши родные Мытищи тоже могут выставить на всеобщее обозрение свое богатое советское прошлое. У нас есть что посмотреть, и для этого совсем не нужно организовывать затратные выставки, разыскивая в музейных запасниках картины и инсталляции того незабываемого времени.

Нужно просто оторвать взгляд от повседневности и посмотреть чуть выше головы впереди идущего гражданина…

Домашняя мозаика

тайна девятого этажа

В самом конце Новомытищинского проспекта стоят с виду обычные железобетонные девятиэтажки. В свое время такие дома прозвали «хрущевками» по фамилии одного из ярчайших руководителей коммунистической партии и советского правительства. Не знаю, сам ли Никита Сергеевич Хрущев предложил застраивать новые города и микрорайоны типовыми девятиэтажками, или кто-то из ближайших сподвижников посоветовал ему дать старт этой невиданной доселе «жилищной программе». Зато известно другое: массовое строительство жилья позволило миллионам советских людей переехать из осточертевших коммуналок в отдельные квартиры, что, конечно же, было большим прогрессом. На глазах происходило настоящее чудо, что и позволило Никите Сергеевичу произнести слова, тут же включенные в «Программу КПСС»: «К 1980 году советские люди будут жить при коммунизме».

Это все уже история, а у нас речь пойдет о дне сегодняшнем. Типовые «хрущевки» (дома №№ 39/1–45/1) были построены на рубеже 50-х – 60-х годов прошлого века, когда реализовывался градостроительный проект под названием Новые Мытищи. Главный проспект этого образцово-показательного поселения в духе времени должен был носить имя вождя мирового пролетариата, памятник которому был сооружен одним из первых. Дома для жителей возводились ускоренными темпами и без лишних финансовых затрат.

Надо сказать, что к тому времени жилой дом давно уже превратился исключительно в объект для проживания. То есть никаких тебе архитектурных излишеств, призванных служить средством приобщения к прекрасному. Возможно, это тогда родилась присказка – «простенько и со вкусом». Дома строились по тому же нехитрому принципу. Ничего смешного (или обидного) в этом совсем не вижу. Сам, когда был маленький, ходил за ручку с мамой смотреть, как тем самым нехитрым способом строился дом в Перловке, куда мы должны были переселиться из коммуналки. Деталей той экскурсии не помню, но в памяти отчетливо запечатлелось ощущение какого-то волшебства, когда над твоей головой строительный кран проносит то бетонную лестницу, то плиту с оконным проемом, то совмещенный санузел. И все это буквально на твоих глазах превращается в долгожданную отдельную квартиру. Чудеса, да и только!

По тому же принципу возводились и дома на Новомытищинском проспекте, который почему-то так и не был переименован в проспект Ленина. Точно так же, но с одним отличием. Отличие это было не в строительной технологии, а в том, что некоторые блоки этих самых домов были украшены мозаичными панно. Когда блоки собрали, дома эти сразу же стали местной достопримечательностью. Вспоминаю, как едва ли не каждый будний день, возвращаясь из детского сада за ручку с мамой, мы обязательно останавливались вблизи этих домов. Задрав голову кверху, я с упоением слушал рассказ об искусственных спутниках Земли, бороздящих космическое пространство. Иллюстративным материалом в рассказах служили эти самые мозаичные панно. Думаю, что я был не один такой любознательный, и многие мытищинские мальчишки, как в кино, смотрели на эту завораживающую «космическую одиссею».

Первым по номеру дома было выставлено панно с изображением искусственного космического объекта, украшенного красной пятиконечной звездой. Эта мозаика символизировала начало новой эры человечества. Рубежом ее стал запуск нашего отечественного спутника 4 октября 1957 года. Чтобы лучше рассмотреть следующее историческое полотно на стене дома, следовало сделать всего с десяток шагов вперед. Признаюсь, что для меня, а, быть может, и для многих других посетителей импровизированного музея под открытым небом, сюжет этой мозаики был ближе и понятнее. Правда, в космонавте, который смотрит из космических глубин на нашу планету, трудно узнать Юрия Алексеевича Гагарина, но то, что это он, сомнений ни у кого не вызывало. Третье мозаичное панно мало привлекало наше внимание. Здесь, на свободных от окон панелях торца дома от первого до девятого этажа, был помещен малопонятный желто-голубой орнамент. Что этим хотел сказать художник, тогда догадаться было трудно, а сегодня – просто невозможно. Правда, исходя из приобретенных за прошедшие годы знаний, можно выдвинуть одно предположение. Но это, подчеркну, всего лишь версия.

Так вот, если художник продолжал на этой стене свою «космическую одиссею», то логично предположить, что желтые полоски орнамента на голубом фоне – не что иное, как лунная дорожка. Она должна была намекать на будущие успехи нашей космонавтики, связанные с полетом на Луну. Поскольку первыми на Луну в 1968 году высадились американские астронавты, то наша «лунная программа» была таким образом зашифрована. В самом деле, не мог же советский художник изобразить американского астронавта, разгуливающего по Луне, как по своему ранчо, да еще и поместить эту композицию на главном проспекте Новых Мытищ.

Если свернуть с Новомытищинского проспекта и подойти к дому № 43/1 с другой стороны, можно обнаружить еще одно мозаичное панно. Сюжет его вечен. Своеобразная советская Мадонна. Здесь неизвестный нам художник отступил от заданной ему космической темы, и, возможно, поэтому это изображение поместили не на следующем по порядку доме – крайнем на проспекте, а упрятали внутрь дворовых пространств. Но и здесь эта композиция не затерялась. Тех, кто, перейдя мост через Яузу в конце 1-й Крестьянской улицы, спешит по своим делам из Перловки в Мытищи, встречает счастливая советская мать с ребенком на руках – тоже своеобразный символ той эпохи, если вспомнить о демографической катастрофе послевоенных лет.

-2

Такая вот наша художественная галерея под открытым небом, которая вполне может быть внесена в реестр культурно-краеведческих объектов местного значения. Сегодня мы в суете дел и сутолоке дней нечасто поднимаем глаза к небу. Может быть, поэтому и остается без должного внимания такая домашняя мозаика. А ведь это самая настоящая достопримечательность, как говорят историки и краеведы – примета времени. Однако есть у этой достопримечательности и своя тайна.

Итак, в этом месте следует сосредоточиться и быть предельно внимательным. Если разглядывать мозаичные панно, не задумываясь над тем, в какое время они созданы, то вроде бы все на своих местах. Однако пытливый взгляд человека советской «закваски» обязательно выхватит в этих композициях некие недостающие фрагменты. По крайней мере, в двух из них – «Наша Мадонна» и «Наш спутник». Обратите внимание, на уровне девятого этажа – там, где композиция «Наш человек в космосе» имеет свое продолжение – у мадонны и спутника имеются заштукатуренные плиты.

Возникает закономерный вопрос: что там могло быть изображено, и почему это «что-то» было убрано? И это вполне могло быть сделано. Ведь из той же советской истории известны примеры, как сначала при «дорогом Никите Сергеевиче» старательно закрашивались цитаты его предшественника Сталина, а затем, уже при «дорогом Леониде Ильиче», с неменьшим энтузиазмом вымарывались лозунги, произнесенные когда-то самим Хрущевым.

Лично  у меня нет никаких предположений на этот счет, и мне не припоминается,  что на этих оштукатуренных плитах что-то было изображено. Вполне можно  предположить, что был начертан самый главный лозунг того времени: «Советские люди к 1980 году будут жить при коммунизме!».  Ведь город Новые Мытищи и задумывался как город будущего – город  всеобщего благоденствия. Затем, правда, градостроительная концепция  изменилась, и Новые Мытищи слились со Старыми Мытищами. Произошло это  уже после снятия Хрущева со всех партийных и государственных постов. Так  завершилась эпоха…
Лично у меня нет никаких предположений на этот счет, и мне не припоминается, что на этих оштукатуренных плитах что-то было изображено. Вполне можно предположить, что был начертан самый главный лозунг того времени: «Советские люди к 1980 году будут жить при коммунизме!». Ведь город Новые Мытищи и задумывался как город будущего – город всеобщего благоденствия. Затем, правда, градостроительная концепция изменилась, и Новые Мытищи слились со Старыми Мытищами. Произошло это уже после снятия Хрущева со всех партийных и государственных постов. Так завершилась эпоха…
-4

Может быть, у кого-то из читателей сохранились старые фотографии, на которых запечатлено, как все было на самом деле, что было зачищено. А возможно, никакой тайны здесь и нет. Просто обветшали мозаичные плиты торцов девятых этажей этих исторических домов. Вот и пришлось их отреставрировать. Сделали, как могли.

Так что, надеюсь, читатели помогут нам в этом разобраться.

Сергей ВЕТЛИН, член Союза краеведов России, председатель Мытищинского объединения краеведов