Государственные системы и каталоги данных не всегда содержат достоверную информацию. Это мешает УО при размещении информации в ГИС ЖКХ. Рассказываем, как проверить соответствие сведений Росреестра с фактическими данными о доме и обязана ли УО предпринять меры по исправлению найденных ошибок.
Что делать управляющей организации, если адреса её дома нет в ФИАС
Ошибки в данных Росреестра выявляются при заполнении ГИС ЖКХ
Ошибки в данных ЕГРН выявляются, как правило, при внесении управляющей организацией в ГИС ЖКХ кадастрового номера дома, участка под ним, отдельного жилого/нежилого помещения, комнаты. Кадастровые номера УО размещают в системе, выбирая их из предложенного списка (п.п. 2.1.2, 2.11.1, 2.12.2, 2.13.2, 2.14.2 раздела 10 № 74/114/пр).
Данные о кадастровом номере дома/помещения в ГИС ЖКХ привязаны к соответствующей информации, которая размещена Единым государственным реестром недвижимости – Росреестром. После привязки данных в личном кабинете управляющей организации в ГИС ЖКХ будет автоматически размещена и другая информация, закреплённая за домом/помещением/комнатой в реестре:
Данные, автоматически загруженные в систему из Росреестра
Но, как показывает практика, подгруженная из Росреестра информация не всегда актуальна и соответствует факту, и следствием этого могут стать две ситуации:
- Управляющая организация может не привязываться к данным, размещённым Росреестром, если они не соответствуют фактическим: это прописано в пп. 10 п. 2 преамбулы приказа № 74/114/пр.
В таком случае информация по дому или помещению, комнате автоматически не подгрузится в личный кабинет собственника. Собственник, проживающий в МКД, не сможет увидеть в своём личном кабинете в системе все данные, которые должны быть для него открыты.
- УО укажет кадастровый номер объекта и некорректные данные загрузятся в личный кабинет собственника, и он может заметить, что информация в системе не соответствует действительности.
В обоих ситуациях собственник вправе обратиться с жалобой в орган ГЖН или прокуратуру, что УО не выполняет требования приказа № 74/114/пр. А жалоба – это основание для проведения внеочередной проверки управляющей организации.
Управляющая организация, обнаружив расхождения между фактическими данными и данными из ЕГРН, должна сама решить:
- привязываться ли к сведениям из Росреестра;
- проверять ли достоверность данных, указанных в ГИС ЖКХ после привязки;
- актуализировать ли данные, подав заявление в Росреестр.
Для УО, которые ответят «да» хотя бы на два вопроса, далее мы расскажем о том, как проверить данные, указанные в ЕГРН, и что нужно сделать для внесения в них изменений.
Сегмент ГИС ЖКХ Москвы и право УО напрямую вносить данные в систему
Проверить соответствие данных в ЕГРН с фактом можно онлайн на сайте Росреестра
Чтобы избежать ситуации, когда УО обнаружит несоответствие данных Росреестра по кадастровым номерам и иной информации по дому/помещению при заполнении ГИС ЖКХ, лучше сначала проверить их на сайте самого реестра.
Для этого перейдите на сайт Росреестра и внизу страницы найдите раздел «Электронные услуги и сервисы». Нажмите иконку «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online»:
Выберите способ поиска дома или помещения по его адресу или кадастровому номеру, а затем заполните предложенные поля и введите контрольный код с картинки, предложенной сервисом. После нажатия кнопки «Сформировать запрос» появится информация по данному дому/помещению:
Если в этом окне нажать на адрес дома, выделенный синим цветом, отобразится вся открытая информация, которая есть в Росреестре по объекту. В нашей инструкции подробно рассказано, как УО сформировать запрос и какие данные сверить для соответствия с фактическими.
Подать заявление в Росреестр об исправлении ошибок – право, а не обязанность собственников и УО
Если управляющая организация, проверив данные Росреестра о доме, участке или помещении, обнаружила одну или даже несколько ошибок, то возникает вопрос: обязана ли она предпринять действия по исправлению ситуации и имеет ли она право на это.
Право подать заявление на исправление ошибок в данных ЕГРН напрямую есть у любого собственника помещения в доме (ч.ч. 1, 4 ст. 15 № 218-ФЗ). Обязан он это сделать только в том случае, если провёл перепланировку или переустройство в квартире.
Собственники могут делегировать управляющей организации своё право обратиться в Росреестр с заявлением о внесении изменений в сведения об МКД. Сделать это можно двумя способами: принять соответствующее решение на общем собрании собственников или оговорить такое право УО в договоре управления.
Право УО на подачу заявления об исправлении ошибок подтверждает и Минкомсвязи РФ, куда мы обратились с соответствующим вопросом. Ведомство отметило, что поскольку управляющие организации размещают информацию о доме в ГИС ЖКХ и отвечают за качество такой информации, они имеют право пожаловаться в Росреестр, если данные отличаются от факта.
Скачайте форму заявления и рекомендации по его заполнению, а также подробную инструкцию по проверке сведений о доме на сайте Росреестра, пройдя по ссылке . Росреестре. Это необходимо сделать в интересах самой УО и жителей дома, иначе первая не сможет корректно разместить в ГИС ЖКХ всю обязательную информацию, а собственники – увидеть её в своих личных кабинетах.
Ошибки в данных ЕГРН о доме и шаги, необходимые для их исправления
Для исправления ошибок в Росреестре УО необходимо провести ОСС и подать заявление
При обнаружении ошибок в данных о доме, содержащихся в ЕГРН, управляющая организация или собственники могут подать заявление об их исправлении согласно ч.ч. 1, 4 ст. 15 № 218-ФЗ. Форма заявления и рекомендации по заполнению такого заявления изложены в приказе Минэкономразвития РФ от 08.12.2015 № 920.
Конечно, УО может предложить собственникам самим обратиться в Росреестр. Но заявление достаточно большое по объёму и заполнить необходимо каждую его позицию. Собственники вряд ли захотят этим заниматься, особенно если ошибки есть в данных по нескольким квартирам в МКД.
Если УО всё-таки считает необходимым актуализировать сведения в Росреестре, то сделать это придётся самостоятельно. Алгоритм действий УО, решившей подать заявление в Росреестр для исправления любых найденных в данных о доме ошибок, следующий:
- Провести ОСС по вопросу делегирования УО прав на исправление ошибок в сведениях ЕГРН.
- Заполнить заявление на исправление ошибки согласно приказу № 920.
- Приложить подтверждающие наличие ошибки документы, например, заверенные копии техдокументации.
- Приложить документы, подтверждающие полномочия УО действовать от лица собственников помещений в доме:
- заверенную копию протокола ОСС, на котором собственники наделили управляющую организацию полномочиями представлять их интересы по данному вопросу;
- заверенную копию договора управления.
Скачайте форму заявления и рекомендации по его заполнению, а также подробную инструкцию по проверке сведений о доме на сайте Росреестра, пройдя по ссылке – документы размещены под текстом статьи.
Хотите, чтобы в вашей ленте было больше статей и новостей о ЖКХ и эффективном управлении МКД? Тогда:
- поддержите эту публикацию, нажав «палец вверх» 👍,
- подпишитесь на канал, - и регулярно читайте наши обзоры, заметки и статьи-инструкции.
Страница портала ВKонтакте
Страница портала в Facebook