Регулярный "осмотр" предприятий , которые являются крупными эмитентами корпоративных облигаций и активно их реализуют розничным инвесторам.
Уже в третьем квартале Белорусская железная дорога (БЖД) предложила очередной выпуск облигаций для массового покупателя. Энтузиазма эмиссия у инвесторов не вызывает, несмотря на то , что выпуск пробовали запустить "с толкача".
Поведение инвестора - благоразумное. Доходность инструмента не соответсвует кредитному статусу заемщика. "Все равно погасит": в данном случае недостаточный аргумент для предлагаемой цены заиствований. О потенциальной угрозе финансовой стабильности железной дороги говорит даже Всемирный банк. Но аппетита БЖД не занимать, и она отхватила очередной заемный кусок у Банка развития, и опять мощно и в валюте.
БЖД в первом полугодии потратила на покупку подвижного состава почти 171 млн рублей. В инфраструктуру дорога инвестировала 83 млн рублей, в оборудование — 13 млн рублей, объем ремонта путей составил 68 млн рублей, сообщала пресс-служба предприятия.
Благодаря инвестициям в обновление подвижного состава в 2018 году и в первом полугодии 2019-го БЖД приобрела почти 1 400 грузовых и 50 пассажирских вагонов.
Но это все дела хозяйские, текущую работу никто не отменял , как и регулярные привлечения сотрудников к уголовной ответственности за хищения и взятки. Насколько разумно осуществляются эти инвестиции и куда это заведет? Свежих облигационных займов БЖД набрала уже июле и они пока не отражены в отчетности. Смотрим с чем закончили полугодие.
Балансовые показатели. Отраженные краткосрочные обязательства порядка 300 млн руб , сравнимы с годовой выручкой 400 млн руб. А ликвидность (на расчетных счетах и в краткосрочных финвложениях) сократилась вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 60 млн руб. Предприятие продолжает работать на кредиторов (банки) , отдавая им львиную долю выручки.
Если присмотреться к структуре баланса , то самая емкая строка - "Краткосрочная дебиторская задолженность" с цифрой 1,1 млрд рублей (более 50% валюты баланса). По смыслу бухучета в этой строке активов отражаются обязательства контрагентов , которые должны закрываться в течение ближайшего года. Но если проследить динамику этого показателя по годам , то значение изменяется незначительно. А если еще сравнить с годовой выручкой (порядка 400 млн) , то в этой КРАТСКОСРОЧНОЙ ДЕБИТОРКЕ сидит ТРИ ГОДОВЫЕ ВЫРУЧКИ. За годы "продуктивной деятельности" БЖД еще не получила деньги в совокупности за три полных года работы.
Тут без вопросов к управляемости этой "системой" и внутренним порядкам работы не обойтись. С такой договорной (или бухгалтерской ) дисциплиной далеко не уедешь. Кого они субсидируют ? Живая это дебиторка , или ее уже пора списать в утиль и отразить как убыток ? Из проспектов эмиссии БЖД можно узнать , что 90% выручки обеспечивают Мозырский НПЗ и Нафтан. "Что они там вместе наколдовали ? ",- вопрос риторический.
Финрезультат. "Чыгунка" по итогам первого полугодия получила положительный финрезультат - 21 млн руб. Живительным бальзамом для прибылей всего корпоративного сектора Беларуси, и БДЖ в частности , явились положительные курсовые разницы. Нежданное укрепление белорусского рубля спосло предприятие от убытков. На сотни миллионов валютных обязательств кредитного характера железной дороги начислены 32 млн руб от переоценки валюты. То есть , эта "манна небесная" и обеспечила плюс напряженного бизнеса перевозчика.
Низкий поклон Нацбанку и владельцам валюты, скинувшим свои заначки через "обменники". Именно они стали главным позитивом в первом полугодии для реального сектора экономики, набравшего валютных кредитов и работающего на внутренний рынок.
Подборка материалов по эмитенту БЖД ⇒ НА ФОРУМЕ.