После смерти своей первой жены, Изабеллы Брант, Рубенс некоторое время оставался одиноким. Однако недолго.
В 1630 году художник женился во второй раз. Избранницей его стала Елена Фоурмен, племянница его прежней супруги. Рубенсу было 53 года, его жене – всего 16…
Как видим из письма самого художника, он отнюдь "не чувствовал себя созревшим для воздержания и безбрачия", хотя и избегал мимолетных связей. Однако же "потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи" он тоже не желал – что, по тем временам, было желанием отнюдь не редким. Молодые девушки частенько выходили замуж за зрелых мужчин – а стать женой Рубенса было, полагаю, весьма и весьма почетно.
После женитьбы творчество художника перешло в новую стадию своего развития. Его восприятие мира углубилось, а композиции приобрели сдержанный и спокойный характер. Он обращается к пейзажу… Однако в произведениях его стали звучать также и иные нотки – волнующие, эротические. Он часто изображает свою жену обнаженной, искренне любуясь её молодостью, женственностью, красотой…
Впрочем, не только возлюбленную видел Рубенс в своей Елене, но и мать: супруга родила художнику пятерых детей.
Какой материнской нежностью веет от картины "Портрет Елены Фоурмен с двумя детьми"... Мы видим молодую женщину, с любовью смотрящей на своего сына. Она нежно обнимает его, и малыш спокоен и счастлив в её объятьях. Он оглядывается на нас с картины, и создаётся ощущение, что он только что поговорил с пишущим его портрет отцом.
Маленькая дочка Елены полезла в передник, чтобы достать хлебных крошек для птички, которую художник схематически наметил между детскими головками. И только теперь мы понимаем, что картина, по сути, не завершена.
Более того, она обрезана... Известно, что в первоначальном своем варианте над сиденьем стула просматривалась ещё одна пара детских ручек, которые должны были принадлежать третьему ребенку Елены. Остаётся неизвестным, почему Рубенс так и не завершил картину…
Я смотрю на лицо Елены, на её кокетливую шляпку, на живописные складки платья молодой женщины и даже на прелестную фигурку её дочери – и вижу её руки, с любовью обнимающие своего ребёнка.
Нельзя не довериться таким рукам, нельзя не захотеть оказаться под их защитой. Своей нежностью и силой они обещают любовь – а большего ребёнку и не нужно. Думаю, именно в них, этих руках, и заключен главный смысловой центр картины.
Внутренним чутьем мы угадываем, что любовь матери простирается и на дочь. Во взгляде Елены – не просто любование своими детьми, но тихая радость от осознания того, что все они здесь, рядом с ней...Она наслаждается их обществом, и, думаю, за гранью портрета дочку Елены и Рубенса ждёт такое же крепкое и любящее материнское объятие.
Для меня этот портрет – непреходящий гимн материнской любви.
Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.
Если же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)
Читайте также: