Отечественные учебники живописи именуют Виктора Михайловича Васнецова (1848 - 1926 гг.) основоположником нео-русского стиля, но, если взглянуть на его творчество в контексте не традиционно отечественной, а мировой живописи, то близость Васнецова к прерафаэлизму окажется очевидной.
Виктор Михайлович Васнецов родился в семье священника в небольшом селе Вятской губернии (Кировская область). Учился в местной гимназии, а потом в семинарии, но не доучился и уехал в Петербург. Закончил Академию Художеств, - вполне традиционный путь традиционного передвижника. Но, помимо родных пейзажей и картин народного быта, Васнецова всегда привлекали исторические и былинные сюжеты. Еще учась в семинарии он проиллюстрировал этнографический труд Николая Тропицина о народных пословицах и поговорках. Уже учась в Петербурге, Виктор Михайлович стал иллюстратором "Народной" и "Солдатской" азбук Николая Столпянского.
Помимо иллюстраций Васнецов активно занимался и фундаментальной живописью. Он расписывал Владимирский Собор в Киеве, а так же храмы поменьше в Петербурге, Гусе-Хрустальном, Дармштадте и Варшаве. По эскизам Васнецова была построена церковь Спаса в поместье Мамонтовых, главный фасад Третьяковской галереи, а так же его собственная мастерская и особняк Ивана Цветкова.
И все же, мы сегодня знаем Васнецова не как архитектора или иконописца, а, в первую очередь, именно как художника, причем не жанровой или пейзажной живописи, а именно как иллюстратора исторических, сказочных и былинных сцен. И именно этот пласт творчества Васнецова и роднит его с прерафаэлитами.
Конечно, романтизм Виктора Михайловича исконно русский. Но и подробность в прорисовке деталей, и достоверность природы, и безусловный глубокий лиризм в изложении изображаемого материала, - все это исконно прерафаэлитские черты. Просто на картинах Васнецова они пронизаны не поэтикой западноевропейского романтизма, а "русским духом" - суровой, но от этого не менее чарующей магией русской былины и сказки.