Найти тему
Павел Шерер

UX-исследования и артефакты

Оглавление

На написание этой статьи меня натолкнула недавняя беседа с коллегой по цеху, в которой мы попытались переосмыслить классификацию типов UX-исследований и материалов, получаемых в их результате. При всей кажущейся простоте задачи, дискуссия затянулась на пару часов. Одно это уже показалось мне достаточным основанием для того, чтобы поделиться результатами с вами.

Однако, прежде чем перейти к деталям, позволю себе небольшую оговорку.

Это ни в коем случае не пост-мануал или руководство к действию. Если вы опытный юиксер, не раз уже заюзавший eye-tracker и знающий различия в реакции респондентов на "открытые" и "закрытые" вопросы - то вам, вероятно, станет скучно. Или не станет - но в любом случае, эта статья рассчитана в большей степени на новичков и миддлов в юиксе.

Кроме того, я не стану рассматривать здесь разные "полуавтоматические" исследования, равно как и всяческие анализы конкурентов, рынка и прочие околомаркетинговые активности, к которым, при желании, тоже можно добавить приставку "UX". Мы поговорим только о тех способах, где участвуют наши потенциальные пользователи, респонденты.

Разница подходов

Вообще-то, есть уже готовый подход: разделить все UX-исследований на два типа: качественные и количественные, и уже внутри этих двух категорий классифицировать их на всякие "сортировки карточек", "А/В-тестирование", "юзабилити-тестирование", "древовидные" и прочие виды исследований.

Однако в разрезе результатов, мне кажется этот подход не очень-то семантичным. Например, обычное интервью может быть как личным, так и удалённым - и в обоих случаях тип, качество и количество полученных артефактов будет совершенно разным. Соответственно, использоваться они должны по-разному. Да, оба этих случая - личное интервью, и оба относятся к качественным исследованиям, но по факту это два разных типа.

Или взять классический атрибут крутых юзабилити-тестирований "eye-tracker", позволяющий отслеживать движение глаз пользователя. Он может быть преспокойно использован не для исследования юзабилити-качеств продукта, а для проверки конкретной финансовой гипотезы. Но использован будет всё равно в ходе некоего "интервью", пусть и в качестве интервьюера будет выступать интерфейс.

Для начала - вот вам небольшая диаграммка, на которой показаны взаимосвязи между способами проведения исследований и видами информации, обычно получаемой в результате этого самого проведения. Пунктирные линии ведут к артефактам, которые при конкретном виде исследования встречаются сильно реже остальных.

-2

Собственно, на этом можно было бы и заканчивать, так как структура, по факту, готова. Но раз уж начали, давайте пройдёмся по каждому определению. И начнём, как водится, с конца - с получаемых артефактов.

Артефакты

Ниже перечислены только базовые типы информации, получаемые в результате исследований. Экзотические артефакты, вроде биометрических данных, мы рассматривать не станем - слишком уж они редки.

Текст

Здесь всё понятно, этот тип артефактов самый простой. В тексте могут быть заполненные опросники, фиксация поведения респондентов, даже результаты проверки гипотез "на лету". Это самый гибкий формат данных, но для дальнейшего анализа его нужно обрабатывать, обобщать и систематизировать.

Карты

Сюда можно отнести, например, "тепловые" карты eye-tracker'ов, карты кликов или скролла. Они показывают, на каких секциях и блоках задерживалось внимание пользователя, но ничего не говорят о причинах такого поведения. Поэтому карты лучше рассматривать в совокупности с другими артефактами.

Eye-tracker, кстати, довольно частый и эффективный инструмент в геймдеве, где крайне важно понимать фокусировку пользователей.

Видео

Запись экрана, эмоций респондента, движения его пальцев при использовании смартфона и многое другое. Самый информативный, но крайне трудоёмкий формат. С его помощью можно детально проанализировать буквально всё, однако пересмотр видео съедает тьму времени аналитика/ресёрчера. Кто-то обращается к видео только в случае возникновения сомнительных ситуаций или для проверки чистоты исследования.

Аудио

Чаще всего - это просто запись голосов интервьюера и респондента. Также, как и видео, требует серьёзной пост-обработки (расшифровки, анализа). Зачастую используется как дублирующий способ при текстовой фиксации.

Статистика

Фактически, готовые для анализа данные: графики, диаграммы, таблицы. Чаще всего любой формат артефактов UX-исследований так или иначе превращается в статистику после обработки. И только при количественном тестировании (как правило) мы можем получить сразу готовые статистические данные, без необходимости обобщения и систематизации.

К слову, уже упомянутые карты кликов и скролла также можно с натяжкой отнести к статистическим данным.

Исследования

Анкетирование и опросы

-3

Как понятно из названия, это любой вид исследования, при котором респонденты заполняют какие-либо анкеты или проходят опросы без особенно глубокого контроля со стороны интервьюера. Артефакты здесь всегда текстовые и/или статистические (например, при онлайн-анкетировании).

Такое исследование хорошо подходит в качестве стартового и позволяет провести довольно большой сбор информации без особенных усилий со стороны бизнеса. Но и результат здесь будет виден только при реально большой выборке. Кроме того, при анкетировании (тем более онлайн) сложно контролировать релевантность респондентов, их соответствие целевой аудитории.

Закрытое личное интервью

-4

Как правило, самый тщательный вид исследований. И самый дорогой. Здесь можно попросить респондента пощупать интерфейс, пройтись по сценариям, выяснить у него впечатления от продукта или какой-то идеи, даже отслеживать его эмоциональное состояние. При проведении закрытого интервью вы ограничены только временем, бюджетом и целесообразностью.

При этом с одного респондента можно собрать целый ворох самых разнообразных данных. Грамотная обработка такого количества информации требует отдельных навыков и специалистов, а это тоже стоит отдельных денег.

Закрытое личное интервью обычно предполагает наличие какого-то интерфейса продукта (хотя бы в виде прототипа). Однако если есть возможность, то такой тип исследований можно провести даже на этапе формирования концепции продукта.

Удалённое интервью

-5

Сильно быстрее и дешевле, чем личное, но и несколько менее глубокое. Skype, Zoom, даже обычный телефонный звонок - вот обычные средства проведения такого типа исследований. При этом респондент может находиться хоть на другом конце мира - очень удобно, когда вы разрабатываете продукт для международного рынка.

Вряд ли при удалённом интервью вы сможете записать экран респондента или фиксировать движение его зрачков, но в остальном артефакты здесь те же: текст и аудио и, изредка, видео.

Полевое исследование

-6

Мой самый любимый вид. Это когда исследовательская группа "высаживается" в тыл целевой аудитории и работает с респондентами в привычной им среде, в контексте будущего использования продукта.

Незаменимо при проектировании сложных корпоративных продуктов, но отлично работает и во всех остальных случаях, когда есть такая возможность.

Чаще всего в результате полевых исследований на руках остаются довольно правдивые текстовые артефакты. Видео и аудио тоже используется, но не так часто - хотя бы потому, что такая фиксация может "спугнуть" респондентов, заставить их вести себя неестественно.

Количественное исследование

-7

Здесь тоже всё относительно просто. Сделали интерфейс (или даже его прототип), навесили аналитику и отправили респондентам. Главное - постараться, всё же, контролировать их релевантность - чтобы не вышло, что сайт для беременных женщин в США тестируется на подростках из Кении.

Артефакты, получаемые в результате количественного исследования, крайне разнообразны и зависят лишь от инструментария, который решил использовать исследователь.

И да, иногда массовое онлайн-анкетирование тоже можно с натяжкой отнести к количественным исследованием.

В завершение

Если у вас есть вопросы, вы заметили неточность в статье или хотите, чтобы я написал про исследования поподробнее - милости просим в комментарии.