Преторианцы появились ещё во времена Римской Республики. У римского полководца в какой-нибудь дальней провинции была своя свита, состоявшая из друзей, младших родственников, клиентов и вольноотпущенников. Эта свита не просто сопровождала своего командира, но и охраняла палатку полководца, которая называлась Преторий. Штаб, канцелярия и всё ближайшее окружение полководца или правителя области составляли его cohors praetoria. В эту преторианскую когорту стремились попасть многие знатные юноши Рима, надеясь под командованием своего покровителя получить опыт военной службы, приобрести известность, завязать необходимые связи и знакомства.
Значение преторианцев изменилось во время гражданских войн. Преторианцами теперь именовали отборных солдат, служивших телохранителями своего командира. На поле боя они выступали в роли ударного резерва, способного решить исход сражения. Свои преторианские когорты имели Гней Помпей и Гай Юлий Цезарь. Они состояли из ветеранов-добровольцев, лично преданных своему вождю. Цезарь победил и все преторианцы стали служить ему. Когда после смерти Цезаря началась гражданская война между Марком Антонием и Октавианом Августом, половина из этих 8 тысяч ветеранов-преторианцев присоединилась к одному из кандидатов в цезари, а вторая — к другому. Ещё тысяча преторианцев была с Эмилием Лепидом, который вскоре перешёл на сторону Октавиана. После бегства Антония в 31 г. до н.э., его преторианцы влились в гвардию Октавиана, у которого теперь собрались все 9 преторианских когорт.
После победы Октавиан не только сохранил все эти когорты (ранее преторианцы, как личная гвардия конкретного полководца, распускались после его отставки или смерти), но и сделал их опорой императорской власти. Три когорты теперь базировались в Риме. Это знаменовало резкий разрыв с республиканскими порядками, когда в черте города было запрещено постоянно находиться частям регулярной армии. Остальные шесть когорт также разместились неподалёку от столицы. Впрочем, чтобы не нервировать горожан, во внеслужебное время преторианцы, в отличие от обычных легионеров, ходили в гражданской одежде.
Императоры опасались заговоров и верили только преданным лично им войскам, то есть преторианцам, командира которых — praefectus praetorio — назначали они сами. Количество преторианских когорт вскоре выросло до 12, преторианцы получали большее жалование и имели много привилегий по сравнению с обычными войсками. При Тиберии преторианцы получили Castra praetoria — собственный укреплённый лагерь непосредственно в Риме. Размером эта крепость была с городской квартал, толщина её стен достигала 2 м. Теперь все преторианцы были собраны в одном месте и в любое время могли подавить мятеж или беспорядки в Риме и его окрестностях. Когда императора выступал в поход, преторианцы всегда сопровождали и охраняли его.
Высокий статус преторианцев подчёркивался и внешним видом. Их доспехи и оружие богато украшались. Только преторианцы, помимо самого императора и его семьи, имели право на отделку одежды и доспеха элементами пурпурного цвета. Греческий историк III в. н.э. Геродиан, описывая преторианцев, упоминает пояса с короткими мечами, ножны которых, украшенные золотом и серебром, носили на левом боку. Сам доспех был особым, с «аттическим» шлемом и кирасой: лорика мускулата вместо армейской лорики сегментата. Это тоже подчёркивало привилегированность преторианцев, поскольку такие кирасы в прочих легионах были отличительным признаком командного состава.
Преторианцы оставили яркий след в истории Древнего Рима, поскольку активно участвовали во внутренней политике. В 41 г. н.э. трибун преторианцев Кассий Херея убил Калигулу. Следующим императором при их поддержке стал Клавдий. Впоследствии таких случаев было немало, наиболее показательным стал 193 год, когда после убийства Коммода преторианцы сперва сделали императором, а потом устранили Публия Гельвия Пертинакса, правившего меньше трёх месяцев. После этого преторианцы выставили должность императора на аукцион. Тит Флавий Сульпициан, тесть Пертинакса, предложил каждому из них по 20 тыс. сестерциев. Однако его соперник, сенатор Дидий Юлиан, перебил эту цену, пообещав 25 тыс. сестерциев. Он и стал следующим императором Рима, правда, всего на два месяца.
Неудивительно, что римлянам это в конечном итоге надоело. После победы Константина I над Максенцием, ставленником преторианцев, император в 312 г. н.э. распустил преторианские части и ликвидировал преторианский лагерь в Риме, назвав его «постоянным гнездом мятежей и разврата». Роль императорской гвардии перешла к auxilium palatinum — элитной пехоте, набранной тем же Константином. А имя преторианцев впоследствии стало синонимом интриг, заговоров, неверности и убийств.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
© Булат Мамлиев