Необходимость в профессиональных разведчиках-диверсантах существует практически в каждой армии. Их роль существенно возрастает в периоды ведения активных боевых действий. Милитаристски настроенная Германия в 30-е годы не стала исключением. Ещё в ходе Первой Мировой стало понятно, что военные операции отличались наибольшей успешностью на тех участках, где в тылу врага действовали разведчики, переодетые в форму противника. Нацисты, придя к власти в 30-е годы стали успешно перенимать и развивать подобный опыт.
Начало
Шеф военной разведки и контрразведки (Абвера) адмирал Вильгельм Канарис начал формировать отряды диверсантов под руководством Теодора фон Хиппеля. Первым соединением стала "Немецкая рота" в составе батальона "Эбингхаус". Рота успешно проявила себя с 31 августа на 1 сентября 1939 года в Польше, помогая продвижению немецких войск и наводя панику и неразбериху в тылу польских войск.
В октябре 1939 года соединение получает название "800-я учебно-строительная рота особого назначения" с местом дислокации в городе Бранденбург. В декабре они получают статус батальона. Численность батальона постоянно растёт, поэтому в июне 1941 года он становится учебным полком особого назначения "Бранденбург-800". Формируются различные легионерские отряды: немецко-арабский легион, черногорский, индийский, кавказский, мусульманский, афганский и другие. В апреле 1942 года соединение дорастает до дивизии и переходит в подчинение оперативного штаба Верховного главнокомандования вермахта.
Кто был в составе
Формирование личного состава происходило строго на добровольческой основе. Первоначально в соединение набирались фольксдойче-этнические немцы, которые жили за пределами Германии. Эти люди были хороши тем, что прекрасно знали язык страны, в которой находились на тот момент. Это были русские, финские, прибалтийские, португальские, французские, английские, африканские, югославские, судетские и польские немцы.
Также принимались граждане других государств, которые разделяли идеологию нацизма или были враждебно настроены к политическим режимам в своих странах.
Требования к кандидатам отличались по сравнению с регулярными войсками. Они должны были в совершенстве владеть языком противника, уметь маскироваться, выживать в тяжёлых условиях, обладать навыками рукопашного боя, знать обычаи и традиции захваченных территорий и т.п. Проверялся уровень авантюризма, готовность идти на риски и действовать нестандартно в критических ситуациях. Новобранцы проходили серьезные испытания перед зачислением в состав "Бранденбурга".
Диверсионные методы
Подразделение "Бранденбург-800" никогда не принимало участие в боевых действиях в полном составе. Отдельные его соединения передавались другим частям вермахта для выполнения специальных заданий. Основной их задачей было проникнуть на территорию противника с помощью маскировки. Они использовали фактор внезапности и должны были помочь частям вермахта, следовавших за ними.
Методы были самыми разнообразными. Часто немецкие разведчики переодевались в форму врага или наоборот изображали мирное население. Могли прикинуться ранеными. Это позволяло им вплотную приблизиться к объектам атаки и повышало уровень успешности заданий. Им рекомендовалось моментально уничтожать любого, кто мог поставить под угрозу выполнение задания. Пленных не брали, иногда оставляли 1-2 человек для допроса, после чего их ликвидировали. Такие методы применялись исключительно ко всем, в том числе и к мирному населению.
Наиболее известные операции
Помимо традиционных диверсионных операций, передвигались в виде туристов и фотографировали нужные объекты. Провели успешную операцию по уничтожению остатков норвежской армии на севере страны. Первыми вошли в Афины. Доставляли много неприятностей войскам союзников в Северной Африке. С помощью авиации им удавалось проводить свою деятельность далеко за пределами рейха – на Ближнем Востоке, в Иране, Афганистане и Индии. Например, в Афганистане они действовали, как миссия эпидемиологов, которые исследуют заболевание проказой. В результате им удалось провести глубокую разведку территории.
На Восточном фронте их деятельность наиболее успешной была в 1941 году. Важную роль играл фактор внезапности атак и растерянности Красной армии. Однако до 4 утра 22 июня 1941 года подтверждён лишь один факт пересечения немецкими разведчиками советской границы. Это произошло в районе Гродно, но немецкая группа была рассеяна и значимых успехов не добилась. 22 июня немцы захватили Перемышль, но на следующий день бойцы РККА освободили город. Это был первый случай снятия оккупации, произошедший уже на второй день войны. Советские бойцы форсировали реку и частично захватили немецкий город Прёмзель. Освободили там советских военнопленных, заключённых гестапо и вернулись на советскую территорию. Лишь 26 июня наши войска покинули Перемышль после приказа об отступлении.
Тем не менее деятельность "бранденбуржцев" летом-осенью 1941 года стоит признать успешной по причинам, указанным выше. Самой громкой операцией считается майкопская. В ходе нее им удалось распространить дезинформацию и вызвать панику в рядах защитников города. В результате Майкоп был взят практически без потерь.
Некоторые рейды диверсантов успешно подавлялись войсками НКВД. Так, десант в районе Истринского водохранилища в октябре 1941 года был успешно ликвидирован.
Конец "брандербуржцев"
В связи с усложнившейся для Германии ситуацией на фронтах, командиры немецких военных подразделение всё чаще стали использовать диверсантов в качестве обычных войск, посылая на самые сложные участки боевых действий. В сентябре 1944 года дивизия становится танково-гренадёрской, и ее диверсионная деятельность заканчивается. Часть разведчиков переведены в состав СС. Таким образом "Бранденбург" стал обычной дивизией в составе танкового корпуса "Великая Германия". А после больших потерь в 1944 году была переформирована и вернулась на фронт уже в качестве полка.
Не удивительно, что после войны участники соединения обвинялись в многочисленных военных преступлениях. Но, как это часто бывает, многие из них избежали наказания и продолжили службу в других армиях мира. Например, во Французском Легионе.