Найти тему
Жизнь после славы

Наталья Крачковская: как обаятельная толстушка попала в кино

Наталья Крачковская — советская комедийная актриса, которую знает и любит каждый зритель. В ее биографии были счастливое замужество и годы актерской славы, на смену которым пришли одиночество, разочарования и тяжелая болезнь.

Наталья Леонидовна Белогорцева родилась в Москве 24 ноября 1938 года в семье театральных актеров — Белогорцева Леонида Юрьевича и Фониной Марии Зотовны. Отец ушел на фронт в 1941 году и встретил победу в звании майора, но домой так и не вернулся — погиб, подорвавшись на мине в немецком городе Веймар через несколько месяцев после окончания войны.

Наташа Белогорцева. Фото stars-biography.ru
Наташа Белогорцева. Фото stars-biography.ru

С детства Наташа в равной степени увлекалась театром и историей, поэтому окончив школу, сначала подала документы в Историко-архивный институт. Но в последний момент актерские гены победили, и она поступила во ВГИК на курс Владимира Белокурова. Однако девушке было не суждено получить образование — на первом же курсе она попала в аварию и получила тяжелую черепно-мозговую травму. Серьезно пострадало зрение, поэтому с учебой пришлось попрощаться.

Восстановив здоровье, Наташа устроилась лаборанткой в Институт металлургии, но мечты о кино не оставила: с 1959-го года начала сниматься в “Мосфильме” в массовках, затем в эпизодических ролях, наиболее заметной из которых стала роль Веруньки в картине режиссера Владимира Басова “Битва в пути” (1961 г).

Наталья Крачковская справа. “Битва в пути” 1961 г
Наталья Крачковская справа. “Битва в пути” 1961 г

На съемках следующего фильма “Половодье” (1962 г.), где будущая звезда так же играла в эпизоде, она познакомилась с успешным звукооператором Владимиром Крачковским. Это встреча изменит ее судьбу и как женщины, и как актрисы.

Благодаря Крачковскому, состоялось знакомство Наташи с легендарным режиссером Леонидом Гайдаем. Он вспомнил о колоритной толстушке, когда начал набор актеров в свою картину “12 стульев”. На роль мадам Грицацуевой пробовались такие известные актрисы, как Нонна Мордюкова и Галина Волчек, но пробы Натальи (тогда уже Крачковской), понравились режиссеру больше. Зато начинающую актрису возмутило в сценарии описание внешности ее будущей героини — “дамы необъятных размеров с арбузными грудями”. Она не испытывала комплексов по-поводу своего веса, поэтому страшно обиделась и даже хотела отказаться от роли, но здравый смысл победил.

Леонид Гайдай давно мечтал снять “12 стульев”, поэтому особенно трепетно выбирал актеров. Претендентов на роль Остапа Бендера было огромное количество. Даже после жесткого отсева их осталось более 20-ти человек, среди которых оказались Владимир Высоцкий, Николай Рыбников, Алексей Баталов, Владимир Басов, Михаил Козаков, Александр Белявский и т.д.

Наталья Крачковская и Владимир Высоцкий. “12 стульев”, проба. Фото liveinternet.ru
Наталья Крачковская и Владимир Высоцкий. “12 стульев”, проба. Фото liveinternet.ru

Режиссер остановился на кандидатуре Белявского, но ему не понравилось, как тот выглядел в тандеме с Сергеем Филипповым (вот по-поводу Филиппова, сыгравшего Кису Воробьянинова, у Леонида Иовича никаких сомнений не было с самого начала). На его фоне Александр Белявский выглядел слишком бледно.

Александр Белявский. Фото imena.pomnivsegda.ru
Александр Белявский. Фото imena.pomnivsegda.ru
Остап Бендер и Киса Воробьянинов. “12 стульев” 1971 г.
Остап Бендер и Киса Воробьянинов. “12 стульев” 1971 г.

Режиссеру пришлось с ним расстаться и продолжить поиски Бендера. Тут кто-то рассказал Гайдаю, что есть такой малоизвестный грузинский актер — Арчил Гомиашвили, который гастролирует по провинциальным городам со спектаклем по мотивам “Золотого теленка”. Режиссер пригласил Гомиашвили на пробы и сразу же принял, в отличие от руководства “Мосфильма”, которое недоумевало, почему Гайдай предпочел взять на эту роль “темную лошадку”, да к тому же, еще и лысого грузина. Но Леонид Иович сумел отстоять свой выбор (а лысину Арчила скрыл под париком). Фильм вышел на экраны в 1971-м году и прославил ранее не известных актеров — Гомиашвили и Крачковскую (кстати, они друг друга невзлюбили: Наталья считала партнера “нагловатым, шумным позером” и старалась с ним лишний раз не пересекаться, а он относился к “жене”, как к пустоту месту).

Мадам Грицацуева и Остап Бендер. “12 стульев” 1971 г.
Мадам Грицацуева и Остап Бендер. “12 стульев” 1971 г.

До сих пор зритель сравнивает две версии “12 стульев” — Леонида Гайдая и Марка Захарова.

Воробьянинов (Анатолий Папанов) и Бендер (Андрей Миронов). 1976 г.
Воробьянинов (Анатолий Папанов) и Бендер (Андрей Миронов). 1976 г.

И та, и другая имеют своих поклонников и противников (лично мне больше нравятся Андрей Миронов и Анатолий Папанов в ролях Остапа и Воробьянинова), но в оценке мадам Грицацуевой, большинство зрительских симпатий на стороне Натальи Крачковской. Между прочим, во всех дублях актриса снималась сама (не удалось найти дублершу соответствующих габаритов). Две недели она носилась по лестнице длиной в 5 этажей за “товарищем Бендером” — ровно столько времени потребовалось съемочной группе, чтобы снять сцену в редакции газеты “Станок”. И на ленте транспортера ей пришлось несколько раз прокатиться (а в конце пути падать на небольшой матрасик), и висеть на часах на высоте нескольких метров от пола…

Крачковская стала одной из лучших комедийных актрис советского кино. И не важно, что главных ролей в ее фильмографии не найти — даже небольшие ее работы украшали любую киноленту. Партнерами Натальи были самые знаменитые актеры того времени — Юрий Яковлев, Леонид Куравлев, Михаил Пуговкин, Георгий Вицин, Леонид Броневой и т.д. с которыми она снималась в таких культовых картинах, как “Иван Васильевич меняет профессию” (1973 г.), “Не может быть” (1975 г.), “Покровские ворота” (1982 г.) и во множестве других.

Ульяна Андреевна. “Иван Васильевич меняет профессию”
Ульяна Андреевна. “Иван Васильевич меняет профессию”
Соев (Евгений Моргунов) с женой. “Покровские ворота”
Соев (Евгений Моргунов) с женой. “Покровские ворота”

Все 80-е годы Крачковская оставалась востребованной комедийной актрисой. Не изменилась для нее ситуация и в 90-е, когда отечественный кинематограф переживал глубокий кризис. Наталья по-прежнему оставалась талантливой и яркой, чего, к сожалению, нельзя сказать о фильмах, в которых она сыграла в этот период. На мой взгляд, достойны упоминания разве что две приключенческих комедии Леонида Гайдая — “Частный детектив, или Операция “Кооперация” (1989 г.) и “На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди” (1992 г.), но разве можно их сравнить хотя бы с одной предыдущей работой этого режиссера? Так же Крачковская выступала в концертных программах, играла в антрепризных спектаклях.

Федор Соколов (Дмитрий Харатьян) и жена Мони. “На Дерибасовской хорошая погода”
Федор Соколов (Дмитрий Харатьян) и жена Мони. “На Дерибасовской хорошая погода”

Продолжение следует