О теории и практике рыночной терминологии
Немалую долю финансового рынка занимают ценные бумаги. К ним проявляют интерес не только профессиональные инвесторы, но и начинающие трейдеры, желающие заработать на бирже. Залог успеха — умение грамотно оценивать разумность вложений. Важнейшим показателем, определяющим правильность выбора, считается ликвидность активов.
Определение и факторы влияния
Что понимается под ликвидностью ценной бумаги? Это возможность её продажи по рыночной цене в сжатые сроки. Иными словами, это востребованность активов. Существует несколько параметров, определяющих её уровень.
- Стабильность эмитента. Известная компания с постоянными доходами, прозрачной финансовой политикой и понятными перспективами очевидно будет иметь много желающих купить акции, значит, и большую ликвидность.
- Спред. Диапазон биржевых котировок на конкретный инструмент обратно пропорционален ликвидности — чем востребованнее актив, тем меньше уровень спреда.
- Торговый оборот и число сделок. Количество проведённых сделок и сумма, на которую они были заключены, говорят о спросе и предложении на данный торговый инструмент. Чем выше объёмы, тем быстрее можно продать бумаги.
- Волатильность. Её влияние на ликвидность аналогично спреду — высоколиквидные активы обычно имеют низкую волатильность.
- Фри-флоат. Большой процент свободных акций влечёт за собой увеличение количества сделок — ликвидность растёт. Но это правило работает только для востребованных на рынке компаний.
Показатели ликвидности ценных бумаг
Учитывая факторы влияния, выделяют следующие показатели ликвидности:
- ширина — уровень спреда;
- глубина — число проведённых сделок по оптимальным ценам;
- скорость исполнения крупнейшего ордера на рынке;
- упругость — временной промежуток, необходимый рынку для восстановления после закрытия ордера.
Хороший ликвидный рынок имеет узкий спред на торгуемые активы и достаточную глубину для быстрого заключения сделок. Их значение без труда оценивается в стакане цен. Учитывать эти параметры активному трейдеру предстоит регулярно, ориентируясь на средние данные:
- по объёму торгов в течение дня — чем крупнее оборот, тем больше шансов на быстрое исполнение заявки;
- по диапазону между максимальными и минимальными ценами — низкий уровень делает активы востребованными.
Для контроля объёма подходят специальные индикаторы, устанавливаемые на графиках. Данные по обороту будут представлены за временной промежуток, который используется трейдером на графике — к примеру, сутки или пять минут. На основании этих параметров легко сделать вывод о ликвидности активов.
Методы оценки
Сегодня можно встретить не один десяток методов анализа ликвидности бумаг. Встречаются и совсем простые графические варианты, и сложные математические модели. Исходя из факторов, влияющих на её уровень, на практике выделяют два метода оценки.
- Фундаментальный анализ. Основывается на изучении компании-эмитента, в частности подробно рассматривается финансовая отчётность. Оценивается операционная деятельность, платёжеспособность, устойчивость на рынке и перспективы развития.
- Количественный анализ. Именно сюда входят математические показатели — спред, объёмы торгов и показатель прибыли на акцию (EPS), который рассчитывается как отношение чистой прибыли, подлежащей распределению, к числу акций в среднегодовом выражении.
Уровни ликвидности
Ценные бумаги по своей востребованности разделяют на:
- ликвидные;
- неликвидные.
На практике выделяются ещё два подвида — условно ликвидные и слаболиквидные. Вид рынка, на котором торгуются ценные бумаги, играет не последнюю роль в их ликвидности. Существуют два основных типа рынков — биржевой и внебиржевой.
Биржевой рынок — это организованная площадка (фондовая биржа) для открытых торгов с высокой конкуренцией. На нём ликвидность бумаг разделяется на высокую и низкую. К первой относят голубые фишки — самые востребованные активы, доступные на бирже. Ко второй — «мусорные акции», чьи эмитенты не вызывают доверия. Для того, чтобы понять, к какому типу относятся бумаги, достаточно понаблюдать за основными определяющими показателями — это спред и торговый оборот. Ликвидные ценные бумаги пользуются спросом, и ордера по ним выполняются максимально быстро. На неликвид отсутствуют заявки по разным причинам, например, малая известность эмитента или недостаточная обеспеченность реальным активами.
Внебиржевой рынок — это сфера, где правила торгов определяются непосредственно контрагентами. Посредники, поиск продавцов и покупателей, дополнительные юридические аспекты для законности операций — всё это требует времени. Скорость заключения сделок существенно снижается, но свой интерес у инвесторов к таким активам есть. Обычно процедура торгов проходит в следующем порядке:
- предприятие-продавец выставляет некоторый объём акций по определённой цене;
- потенциальные покупатели выходят на связь для уточнения нюансов проведения сделки;
- посредниками часто выступают консалтинговые агентства, которые имеют обширную базу контрагентов;
- после согласования всех условий соглашения участники оформляют сделку;
- возможны дополнительные шаги для регистрации законности операции и передачи прав в контролирующих органах.
Все эти действия отнимают достаточное количество времени, а ликвидность — это скорость. Поэтому внебиржевой рынок сложно назвать высоколиквидным.
Также есть площадки, где вращаются неликвидные активы, — залоговые бумаги, векселя, сберегательные сертификаты банков-банкротов. Услуги по приобретению долговых обязательств называют форфейтингом. Такие сделки проходят на грани законности и сопровождаются высоким риском.
Где оперируют высоколиквидными бумагами
Анализируя информацию, нетрудно сделать вывод, что наиболее удобным местом для быстрого оборота активов станет фондовая биржа. Очевидные плюсы в большом количестве заинтересованных в прибыли инвесторов, высокая скорость заключения сделок и деятельность маркетмейкеров, исключающая рыночный хаос, позволяют ценным бумагам поддерживать ликвидность на привлекательном уровне.
Самыми ликвидными инструментами для инвестора являются акции и облигации. Объёмы сделок по ним всегда велики, а спред и волатильность минимальны. Но здесь не обойтись без нюансов — продать активы «Газпрома» будет проще, чем акции комапнии третьего эшелона. При желании повысить ликвидность активов возможно, для этого подходят:
- мероприятия, направленные на улучшение финансовых показателей организации и рост чистой прибыли;
- освещение новостей о производственной деятельности и успехах компании в СМИ;
- регулярная публикация в общедоступных источниках своевременной финансовой отчётности и результатов аудиторских проверок;
- оформление отчётности в соответствии с международными стандартами;
- пересмотр инвестиционной политики, увеличение доли свободных акций на рынке;
- привлечение инвесторов с крупным процентом акций в непосредственное управление организацией;
- использование биржевых площадок для продажи активов.
Что в итоге?
Основная задача инвестора — превращение минимально вложенных денег в активы с высокой степенью доходности. Для этих целей оптимально подойдёт создание диверсифицированного портфеля с бумагами, имеющими разный коэффициент прибыли. Одним из определяющих выбор факторов станет ликвидность ценных бумаг — способность быстро продать без снижения стоимости. А знание факторов, на неё влияющих, поможет заключать максимально выгодные сделки.
Читать в источнике
Подписывайтесь на Открытый журнал, чтобы не пропустить новые публикации на канале!