В шестидесятых годах европейская «школа автомобилестроения» начала активно осваивать передний привод. Уже тогда европейцы видели будущее недорогих легковых машин именно за такой компоновкой. В СССР, разумеется, все европейские тренды внимательно изучались, чаще всего, так сказать, для общего развития. Тем не менее, наши конструкторы тоже старались идти в ногу со временем, делая интересные разработки.
Знакомьтесь, этот необычный автомобиль называется «ИЖ-13 Старт», и появился он в 1972 году. Конструкторы Ижевского автозавода явно смотрели в будущее, создавая машину с передним приводом, и кузовом типа хетчбэк, к слову, первым в СССР.
На внешний вид машина была очень смелой, для своего времени. Но если взглянуть на некоторые «сутулые» иномарки недавнего прошлого, Renault Sandero, например, то становится понятно, что дизайнеры Ижевского автозавода заглянули очень далеко вперед.
Под капотом экспериментальной машины был силовой агрегат от Москвича 412. Располагался он продольно, так же, как и на обычных Москвичах с задним приводом.
Поскольку двигатель был довольно высоким, для того что бы расположить его под капотом, пришлось установить горизонтальный карбюратор, но даже в этом варианте возникла сложность – капот не закрывался. Даже с учетом того, что мотор максимально «завалили» вправо.
Нужно было или поднимать линию капота, что полностью изменило бы внешний вид кузова, или делать «горбатый» капот, или искать альтернативный вариант решения проблемы.
Вот эта черная пластиковая накладка на капоте и есть тот самый альтернативный вариант. С виду кажется обычный элемент дизайна, на самом деле – конструкторская хитрость. Именно благодаря этой накладке удалось сохранить обтекаемую внешность машины.
Но самая интересная техническая особенность этой машины – трансмиссия, вернее та её часть, что начинается после коробки передач. Коробка соединена с редуктором, передающим посредством карданного вала крутящий момент на главную пару, установленную под картером двигателя.
Привычных ныне ШРУСов у машины не было. Привод передних ведущих колёс так же осуществлялся карданными валами, со сдвоенными крестовинами.
Конструкция сложная, надёжность её вызывает сомнения, но разработчики надеялись на запуск «Старта» в производство, поэтому старались максимально всё унифицировать с уже выпускавшимися деталями. Понятно, что ШРУСы в Европе СССР не стал бы массово закупать, а крестовины были от «Москвича». Что бы они меньше изнашивались, пришлось ограничить угол поворота колёс.
Еще из интересных особенностей этой машины – полностью независимая подвеска всех колёс. Спереди она мало чем отличалась от рычажной, москвичевской, а задняя подвеска торсионная. Всё остальное, в техническом плане, унифицировано с Москвичом – 408 и 412.
Салон на вид кажется просторным, и для начала 1970-х он выглядел очень современно. Множество его элементов, опять-таки, использовано от серийных «Москвичей».
Крыша багажника фиксируется на газовых упорах, никаких «палочек» подставлять не нужно. Из минусов – высокая задняя панель. Тяжелый багаж переваливать через неё было бы неудобно.
В 1972 году ходовой опытный образец ИЖ – Старт был полностью готов и довольно успешно прошел заводские испытания. По их результатам были претензии к надежности некоторых узлов трансмиссии, в особенности – приводов колёс, но проблема эта была решаемой.
Тем не менее, серийного производства машина не увидела. Нужны были новые кузовные штампы, нужны были новые мощности для производства, в это время все силы были брошены на становление Авто ВАЗа, и еще проблем, в первую очередь управленческих, а не конструкторских, привели к тому, что перспективному ижевскому «Старту» указали на финиш. Радует, что хотя бы прототип сохранился до наших дней, наглядный образец того, насколько далеко в будущее заглядывали наши инженеры.
Спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.
Я на Drive2.ru